время чтения: 4 минуты
7724 просмотра
29 мая 2020

Быстрый vs медленный метаболизм

Быстрый vs медленный метаболизм

Автор - Дмитрий Калашников.

Из серии статей «Возвращаем словам смыслы».

Понятие «метаболизм», или «обмен веществ», из рамок биологии давно ушло в народ и зажило там самостоятельной жизнью, приобретя альтернативные, «народные» смыслы.

324.jpg

Про худощавых и поджарых говорят, что у них «быстрый» обмен веществ, а про полных и неповоротливых - «медленный». Быстрый обмен веществ приобрел положительную оценку, медленный – наоборот. Именно медленный обмен веществ, как говорят народные легенды, – причина лишнего веса, а вовсе не переедание.

Вспомним физиологию

Интенсивность метаболизма – это общее количество энергии, израсходованной организмом за единицу времени.

Если человек не набирает вес, значит сколько энергии «вошло», столько и «вышло». «Входит» в нас энергия, запасенная в химических связях молекул, которые мы в состоянии усвоить, «выходит» в основном в виде тепла. Расходуется так: часть, прежде чем «выйти» в виде тепла, – с пользой для дела, на биологическую работу (синтез молекул, транспорт веществ, поддержание нужной температуры, движение мышц). Часть просто теряется, сразу «выходит» в виде тепла безо всякой пользы. Отношение энергии, затраченной с пользой, к общему количеству использованной энергии, называется коэффициентом полезного действия (КПД).

От физиологии перейдем к физике и технике, сравним «метаболизмы» паровоза и современного локомотива (тепловоза).

Оба они используют тепловую энергию, образующуюся при сгорании топлива. Только КПД использования этой энергии разный: у паровоза 5%, а у тепловоза - 25%.

Т.е. в случае паровоза из 100% тепла, образующегося при сгорании угля, лишь 5% использовалось для движения, остальное тепло просто уходило в окружающую среду. У тепловоза использовалось в пять раз больше.

Получается, что у паровоза в этом смысле «обмен веществ» в пять раз выше, на одну и ту же работу топлива тратит больше, чем локомотив. А едет при этом гораздо медленнее. Такая вот несовершенная, неэффективная конструкция.

Так что не нужно хотеть стать «паровозом», лучше стремиться быть современным «локомотивом».

Один из результатов тренированности – как раз экономия энергозатрат вследствие повышения КПД мышечной работы и экономизации многих процессов жизнедеятельности. Это происходит в результате перехода на более экономичные способы энергообеспечения (окисление), эффективную мышечную работу за счет повышения координированности, меньшей утомляемости и, значит, снижения затрат на восстановление. Т.е., чем больше организм заставляют тратить энергию на физическую активность, тем лучше он приспосабливается, стараясь стать все более и более экономичным. Научных подтверждений этому много, например, это.

А что же с тренировками, «раскручивающими метаболизм»? Действительно, они могут увеличивать затраты даже после завершения тренировки: рост мышц, восстановление гликогена, ликвидация ацидоза. Да и увеличенные мышцы для «обслуживания» требуют дополнительной энергии. Но, во-первых, совсем не в той степени, как думают те, кто понадеялся на тренировки в своем желании похудеть. Во-вторых, потратив энергию на что-то одно (тренировки и восстановление), организм может сэкономить на чем-то другом (движение в повседневной жизни, термогенез).

Короче, тренируемся, замедляем (!) метаболизм, повышаем КПД и превращаемся из «паровозов» в скоростные «локомотивы»!

Другие статьи по темам:
связаться с редакцией
У вас есть пожелания и вопросы по блогу, напишите их нам, мы постараемся учесть.
стать автором
Вам интересна тема, умеете работать с текстом — у нас есть для вас предложение.
предложить тему
Поделитесь с нами, о чем бы вы хотели почитать в нашем блоге.
Спасибо за подписку!
Мы рады, что вы с нами
Подпишитесь на новости!
Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных