На волне фитнеса

19.07.2011 Автор: admin
Автор: Анастасия Садковая, Директор Школы управления FPA
Консультант: Ольга Малыгина, эксперт Ассоциации Профессионалов Фитнеса, преподаватель Государственного Университета Управления кафедры «Управление знаниями».

Итак, фитнес. Здоровый образ жизни, красота, уверенность в себе, в будущем, высокое качество самой жизни – вот, вероятно, квинтэссенция идеи фитнеса. Любой бизнес начинается с идеи, не правда ли? Однако идеи могут быть разными. Бизнесом они становятся тогда, когда начинают отталкиваться не только от самоценности идеи, а опираться на потребительский спрос, который развивается по своим законам, повторяя кривую развития подобного бизнеса (и вообще – любого другого бизнеса) за рубежом с поправкой на наши национальные бизнес-особенности.

Обновлено 16.03.2015 16:03

И фитнес не исключение.Сочетание идеи и актуальных потребностей будущих пользователей дает нам концепцию бизнеса в целом и каждого конкретного клуба в частности. Она, в свою очередь определяет такие моменты как набор услуг, ценовую политику, стратегию продвижения, оргструктурные взаимодействия и прочее. Однако, прежде чем начинать разговор о самом клубе, его услугах, необходимо начать с понимания и оценки той среды, в котором находится наш с Вами Клуб. То есть с истории развития индустрии фитнеса в России. Постараюсь быть достаточно краткой, но без понимания этой вводной (этапов развития индустрии и, следовательно, развития потребности у Клиентов в продукте «фитнес») любые разговоры о концепции, а, следовательно, о перечне услуг - становятся беспочвенными, безосновательными. Ведь один из трех китов, на которых строится успешная организация, – ориентация на Его Величество Клиента, или клиенториентированность.


Сразу сделаем некоторые оговорки и введем некоторые понятия, которые позволят избавиться в первом случае от категоричности и «диагностичности» (только так и никак иначе!!!) и от непонимания друг друга- во втором.

Оговорка номер один. Все, о чем мы говорим в этой статье в смысле сроков и дат, применимо в первую очередь к Москве.

Оговорка номер два – из любых правил всегда существуют разумные исключения, которые всегда лишь подтверждают правила, хотя и размывают нам с Вами границы восприятия этих самых правил.

Оговорка номер три: мы рассматриваем всю индустрию и явления в ней по совокупности проявлений.

Высоко -

Средне - доходный сегмент потребителей

Низко -

Итак, индустрия фитнеса, как и любая другая индустрия, как и организация и прочие многие живые системы, строится по принципу волны: рождение – рост – зрелость – спад.

Зарождение фитнес-индустрии в России.

В России, а точнее в Москве (как мы говорили выше в оговорках) индустрия начала свою официальную историю в 1993 году, с появлением первого клуба World Class на Житной. Конечно, до этого существовали различные «клубы по интересам». Помните, все эти маленькие качалочки в полуподвалах, в закуточках, где ни о каком сервисе, ни о каких таких требованиях к санитарным условиям, ни о каком статусе, кроме как «среди своих таких же» речь не шла? Все это не было фитнесом. Это было некой субкультурой, выросшей на волне занятий бодибилдингом. Равно как нельзя назвать фитнесом отдельно существовавшие бассейны с абонементной системой посещений, секции аэробики и прочие отдельно стоящие удовольствия.

Фитнес-клуб вобрал в себя разные услуги, направленные на оздоровление и красоту. Это и бассейн, и тренажерный зал, и занятия аэробикой, которая преобразовалась в различные виды групповых программ. И все это было впервые собрано под одной крышей. Обычно доходность предприятий, образующихся в этот период зарождения индустрии, низкая. Огромные усилия прилагаются на формирование потребности у целевого сегмента, на создание у людей понятия «фитнес» вообще. Поскольку до этого момента это понятие было знакомо только тем, кто бывал за границей. А соответственно, не было культуры потребления такого продукта. Это требовало огромных усилий на продвижение и огромных же затрат. Однако World Class сразу же и стал исключением из этого правила, поскольку удовлетворил еще одну очень актуальную потребность на тот момент - потребность в статусе у своего целевого сегмента. На протяжении всего периода зарождения фитнес развивался вместе с нашей деловой культурой. Давайте не будем забывать, что 94 год – это год существования «новых русских» с особенными понятиями о статусе и особенным к этому отношением. А фитнес – это престижно! (Во многом наши бизнесмены пытались копировать привычки западных коллег, но, обладая частично все же азиатским мышлением и отсутствием культуры, делали это в несколько гипертрофированной форме).

В каждый момент истории у людей определенного общественного строя свои «статусоподтвердительные бирюльки», не правда ли? Такой вот «бирюлькой» стала и карта в фитнес-клуб. В итоге – очереди в клуб и покупка карты для поддержания своего высокого статуса. В клубе искались партнеры для бизнеса, карты покупались просто «чтобы были». И многое другое, что сейчас уходит и что даже представить сложно. А в тот момент истории России было объективной и совершенно не смешной реальностью. Сейчас многое из происходившего тогда без улыбки вспоминать невозможно, но… В любом случае для нас с Вами очень важен результат, а результат был следующим – фитнес родился!

Если говорить о количестве людей в процентах, занимающихся фитнесом на тот момент, от момента зарождения до начала следующей стадии - роста индустрии, то это 1,5% от всего населения Москвы. Сегмент потребителей – только высокодоходный. Соответственно – клубы, появляющиеся тогда – клубы исключительно премьер-класса, как называют сегменты клубов сейчас.

Особенность восприятия фитнеса потребителем в этот момент тоже очень любопытна. В первую очередь, фитнес был развлечением!

Отступление.

В фитнесе (не только в России, но и во всем мире) не существует четко обоснованного деления фитнес-клубов на сегменты как, например, в гостиничном бизнесе, где разделение происходит по наличию и качеству услуг для потребителей, и эти стандарты четко описаны и зафиксированы. Это обусловлено многими факторами, один из них – индустрия молода, причем по сравнению с тем же гостиничным бизнесом, который так же является сферой услуг, как и фитнес-бизнес, она просто младенец. А в нашей стране мы еще не достигли даже фазы зрелости. На данный момент в России клубы делятся в самом упрощенном варианте на премьер-класс, бизнес- и эконом-класс. Основанием для деления является уровень доходности тех клиентов, на который рассчитан данный клуб. Конечно, это влечет за собой наличие или отсутствие определенной суммы услуг, которые клиент приобретает за стоимость клубной карты. Но мы договорились повести подробный разговор об этом в следующем выпуске журнала, поэтому сейчас я просто введу понятия, которыми оперирует рынок на данный момент, и буду ждать Ваших вопросов, уважаемые коллеги. ОК? Итак…

«Премьер – класс» - клубы, рассчитанные на высокодоходный сегмент потребителей.

«Бизнес - класс» - самый размытый и вмещающий в себя клубы для всех разновидностей средне-доходных потребителей. Сложность в том, что в России понятие этого самого среднего, бизнес-класса, крайне размыто. Как следствие – существенные отличия в уровне, перечне, качестве предоставляемых услуг в этом секторе и за примерно похожие деньги.

«Эконом-класс» - клубы для низко-доходного сегмента потребителей.

Второй этап – рост или развитие.

Прошло около 10 лет, прежде чем индустрия перешла во вторую фазу, и начался период роста. Любопытно, что возраст фитнес-бизнеса и банковского бизнеса в России примерно одинаков – около 15 лет. Однако фитнесу потребовалось намного больше времени, чтобы подойти ко второй фазе развития бизнеса. Почему? На это влияло очень много различных факторов. Ведь во многом темпы взросления индустрии зависят от «темпов взросления потребностей» Клиентов, а это как раз и было проблемой. Долгое время наше общество, общей базовой потребностью которого была в первую очередь безопасность и стабильность, просто не готово было в массовом порядке «хотеть» этот продукт. И не было еще развито сложной для непривычного восприятия опосредованной связи – «фитнес = здоровый образ жизни = высокое качество жизни = страховка от болезней» и так далее… Думать об этом в таком ключе россияне смогли только сейчас, в период относительной стабильности внутри государства. Кроме того, и для самого государства в силу разных причин, которые не являются предметом обсуждения в данной статье, долгое время, к сожалению, не была приоритетом забота о здоровье своих граждан.

Однако, так или иначе, фитнес-бизнес развивался и сейчас находится на этапе активного роста.

Период роста бизнеса можно назвать «периодом снежного кома», поскольку многие явления в этот момент приобретают лавинообразные очертания. Например:

  • резко возросли и продолжают расти объемы продаж;

  • постоянно увеличивается количество клубов;

  • прибыльность очень высокая, потому как усилия, приложенные на стадии зарождения, сейчас приносят результаты;

  • появились новые причины потребления фитнеса как продукта.

Количество потребителей фитнеса на стадии роста по Москве – 3,5-4%. Причем их формируют высоко- и средне-доходные сегменты. По России в целом процент еще меньше. N.B. Региональные кривые развития фитнес-индустрии несколько иные по временным промежуткам. Где-то стадия зарождения еще не закончена, где-то – даже не начата. А где-то – как, например, в Екатеринбурге – примерно соотносится с Москвой.

В этот момент развития индустрии – последние несколько лет, если быть точнее - формируется сегмент потребителей, воспринимающий фитнес как страховку, превентивную меру в отношении собственного здоровья. В некоторых компаниях, особенно крупных, часто с западным капиталом, фитнес опускается с уровня top-менеджеров до уровня middle-менеджмента. Как следствие - появляются клубы корпоративного формата, то есть ориентированные, в первую очередь, на работу с корпорациями.

К настоящему времени премьер – класс в Москве как сегмент практически закрыт, сформирован. Область внимания переключается на создание различных клубов бизнес-класса. Появляется первая конкуренция за потребителя – еще очень не высокая. Люди все еще платят больше разумной стоимости услуг. В момент бурного развития у большей части клубов в индустрии нет актуальной, четко осознаваемой необходимости в улучшении качества свой работы, поскольку на уровне продаж это явно не отражается. Кроме того, отсутствие общепринятых стандартов в индустрии в целом влечет за собой невозможность контролировать это качество самими потребителями, как в упомянутом выше гостиничном бизнесе, например. Проще говоря, не ясно, что значит клуб «премьер-класса» с точки зрения критериев качества. Ведь звездочек ему не присвоено… И это – повод для размышлений уже сейчас, так как залог долговременного успеха – удержание привлеченных клиентов!

Период роста индустрии – самый благодатный для различных креативных идей, расширения предоставляемых услуг, для создания синергий, например, фитнес-клуб - ресторан здорового питания. Ведь основной потребитель этого периода развития индустрии – средний класс, самый адекватный в потреблении фитнеса как продукта, направленного на оздоровление. А соответственно, всего, что со здоровым образом жизни связано.

Если говорить о дальнейшем развитии индустрии, то следующим этапом станет период зрелости.

Характерные признаки этой стадии – снижение прибылей, насыщение рынка услугами, высокий уровень конкуренции, активное развитие клубов эконом-класса, направленного на низко-доходный сегмент потребителей. Причем чаще всего это сетевые клубы. В данный момент в Москве уже существуют две сети клубов эконом – класса: «Зебра» и «Империя фитнеса». Они существенно отличаются от клубов премьер- и бизнес-класса по очень многим параметрам, например, отсутствием бассейнов. Эти сети – первые ласточки будущей стадии зрелости фитнеса как индустрии, но в целом до этой стадии нам еще очень далеко.

«Сегментируйся или умри!» - известный принцип зрелого бизнеса. Именно на этом этапе начинается четкое выделение новых направлений, которые через некоторый промежуток времени сформируют новые индустрии – например, индустрия Welness. То есть, момент зрелости одной индустрии становится моментом зарождения новых, смежных. И то, что в России фитнес-бизнес еще не дорос до своей зрелости, напрямую объясняет малую востребованность на данный момент проектов, ориентированных на один вид фитнеса – например, студии Pilates. Кроме того, в странах, где фитнес находится на стадии зрелости, процент потребителей, занимающихся фитнесом в чистом виде, – около 25! А как упоминалось выше, процент потребителей фитнеса в нашей стране на данный момент – около 3%. Огромное поле для деятельности, не правда ли? И потому сейчас говорить о спаде не будет актуальной потребностью для нашего потребителя – для Вас, уважаемые коллеги. Кроме того, прогнозировать сейчас то, каким станет фитнес в нашей стране невероятно сложно, даже опираясь на западный опыт. Поскольку для современного человечества фитнес все больше становится предметом первой необходимости…

Чем же можно закончить наше первое знакомство? Вероятно тем, с чего и начинали, – с разговора о концепции. В следующем номере мы постараемся познакомить Вас с разными вариантами концепций, видами клубов, услугами, которые они предоставляют, а также обратить внимание на те проблемы, которые в индустрии фитнеса существуют, и обсудить пути их решения, поскольку анализ и сравнение – залог успешного развития бизнеса.


Бизнес, Маркетинг и продажи

Еще в этой категории

15.09.2016 Автор: gmir85 СЕМЬ СПОСОБОВ ПРЕВРАТИТЬ ГОСТЕЙ В ЧЛЕНОВ КЛУБА 15.09.2016 Автор: gmir85 СОЗДАНИЕ «ФИТНЕС-СЕМЬИ» ПРИ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЯХ 17.06.2016 Автор: gmir85 КАК ПРАЗДНОВАТЬ УСПЕХ КЛИЕНТА С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ СВОЕГО БИЗНЕСА 11.04.2016 Автор: kloder Используйте свои видео для роста бизнеса онлайн тренировок

комментарии

возможность комментирования возможна только
для зарегистрированных пользователей

Подпишитесь на новости!