ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ИНСТРУКТОРА ГРУППОВЫХ ПРОГРАММ: КЛАСС. АЭРОБИКА, СТЭП, СИЛОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ, ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
ИНСТРУКТОР ПО КЛАССИЧЕСКОЙ АЭРОБИКЕ

ОСНОВЫ АНАТОМИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЧЕЛОВЕКА

ТЕМА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ СКЕЛЕТА (СОЕДИНЕНИЙ КОСТЕЙ) ЧЕЛОВЕКА

Классификация соединений костей: непрерывные, прерывные и полусуставы. Типы непрерывных соединений. Прерывные соединения – суставы. Основные элементы и вспомогательные образования суставов. Классификация суставов. Связь формы и строения суставов с выполняемой функцией; факторы, обусловливающие подвижность в соединениях костей.

Суставы, их строение. Местоположение и строение грудино-ключичного, акромиально-ключичного, плечевого, локтевого, лучезапястного, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Оси вращения и движения в этих суставах. Позвоночный столб: отделы, количество и особенности строения позвонков в зависимости от выполняемой ими функции, позвоночный канал. Соединения костей позвоночного столба. Связочный аппарат позвоночного столба. Изгибы и искривления позвоночного столба, их формирование и функциональное значение. Движения позвоночного столба.

Состав грудной клетки. Соединения грудной клетки – соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом. Механизм вращения ребер.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите типы соединений костей (с примерами).
  2. Что относится к вспомогательным элементам сустава?
  3. Назовите, в каких осях могут выполняться движения в суставах: плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном и голеностопном.
  4. Перечислите изгибы позвоночного столба.
  5. Движения позвоночного столба.

ТЕМА 2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Мышца как орган: внешнее и внутреннее строение, основные части мышцы, мышечные волокна. Пучки мышечных волокон и их направление в мышцах. Вспомогательный аппарат мышц и его функциональное значение. Функции мышц: двигательная, опорная, защитная и теплопродуктивная. Взаимосвязь формы мышцы с выполняемыми ею функциями. Анатомический анализ работы мышц в основных положениях и движениях. Мышцы-синергисты и антагонисты.

Строение, топография и функции поперечнополосатой мускулатуры.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные части мышцы.
  2. Перечислите функции мышц.
  3. Строение, топография и функции поперечнополосатой мускулатуры.

ТЕМА 3
АДАПТАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Функциональная анатомия исполнительных органов системы движения.

Компенсаторно-приспособительные и деструктивные изменения скелета и мышц под влиянием динамических и статических нагрузок разной интенсивности.

Адаптация скелета у лиц, занимающихся различными видами двигательной активности.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные компенсаторно-приспособительные и деструктивные изменения скелета и мышц под влиянием динамических и статических нагрузок разной интенсивности.
  2. Какие адаптационные реакции скелета у представителей различных видов спорта вы знаете?

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 4
ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ. ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА

Предмет физиологии. Общие физиологические понятия. Механизмы регуляции физиологических функций.

Строение и функции нервной клетки. Мембранные потенциалы (потенциал покоя – ПП и потенциал действия – ПД). Механизм проведения возбуждения по нервному волокну. Передача информации от одного нейрона к другому, к мышечной клетке. Синапсы и механизм их работы. Передача возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

Двигательные единицы (ДЕ) скелетных мышц – основные морфофункциональные элементы нервно-мышечного аппарата. Типы двигательных единиц. Классификация мышечных волокон. Понятие о мышечной композиции. Механизм сокращения и расслабления мышечных волокон (теория скольжения).

Три механизма регуляции силы сокращения мышц (изменение числа активных ДЕ, увеличение частоты импульсации мотонейронов, синхронизация по времени сокращения мышечных волокон различных ДЕ).

Контрольные вопросы:

  1. Строение клетки, особенности нервных и мышечных клеток.
  2. Какие функции выполняют клеточные органеллы (митохондрии, рибосомы, миофибриллы, ядро, хромосомы, саркоплазматический ретикулум, комплекс Гольджи)?
  3. Какие клетки обладают свойством возбудимости?
  4. Как возникает возбуждение (ПД) в нервной клетке?
  5. Ионы какого вещества играют главную роль в возбуждении нервной клетки?
  6. Каким образом распространяется возбуждение внутри клетки?
  7. Каким образом передается возбуждение от одной клетки к другой?
  8. Что такое синапс? Какие существуют виды синаптической передачи?
  9. Механизм передачи возбуждения в химическом синапсе.
  10. Какую роль в передаче возбуждения выполняют нейромедиаторы?
  11. Какое химическое вещество является медиатором в нервно-мышечном синапсе?
  12. Что входит в состав двигательной единицы?
  13.  Какие ионы высвобождаются из саркоплазматического ретикулума миоцитов при возбуждении?
  14. Морфофункциональные различия быстрых и медленных ДЕ.
  15. Что такое мышечная композиция?
  16. Строение и свойства мышечных клеток.
  17. Какую функцию выполняют миофибриллы?
  18. Каков механизм мышечного сокращения?
  19. Дайте характеристику красным (медленным) и белым (быстрым) мышечным волокнам.
  20. Каким образом происходит регуляция мышечного напряжения?
  21. Включение в работу разных ДЕ в зависимости от силы сокращения и мощности работы.

ТЕМА 5
НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ (ФУНКЦИИ АНАЛИЗАТОРОВ)

Строение нервной системы. Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Значение и общие функции ЦНС. Особенности нервной и гуморальной регуляции деятельности различных органов и систем организма человека.

Общая схема программирования и управления движениями.

Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Функции нейронов (восприятие, переработка, передача и хранение информации). Разновидности нейронов – афферентные, промежуточные, эфферентные. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС – рефлекс, рефлекторная дуга, обратная связь (рефлекторное кольцо).

Общие закономерности деятельности анализаторов. Классификация и механизмы возбуждения рецепторов. Абсолютные и дифференциальные пороги возбуждения рецепторов.

Двигательная (моторная) сенсорная система. Проприорецепторы двигательной сенсорной системы (мышечные веретена, сухожильные и суставные рецепторы), их значение в управлении движениями.

Контрольные вопросы:

  1. Что является структурной единицей нервной ткани?
  2. Функции соматической нервной системы.
  3.  Функции симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС).
  4.  Функции парасимпатического отдела ВНС.
  5. Какие структуры входят в состав ЦНС?
  6. Основные функции ЦНС.
  7. Что такое рефлекс?
  8. Классификация и свойства рецепторов.
  9. Рецепторами какой сенсорной системы являются проприорецепторы?
  10. Виды проприорецепторов, их роль в управлении движениями.

ТЕМА 6
ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ И ИХ ГОРМОНЫ

Железы внутренней секреции (ЖВС), или эндокринные железы, и их функции. Роль ЖВС в регуляции жизнедеятельности организма в покое и при мышечной работе. Гормоны и механизмы их действия.

Функции гормонов передней доли гипофиза (АКТГ, тиреотропин, гонадотропины, соматотропин) и задней доли гипофиза (вазопрессин и окситоцин). Роль гормонов аденогипофиза в регуляции деятельности других желез внутренней секреции.

Функции гормонов надпочечников. Гормоны мозгового слоя (адреналин и норадреналин), их связь с симпатической нервной системой и роль в мобилизации физиологических резервов при мышечной работе. Гормоны коркового слоя (минералокортикоиды и глюкокортикоиды), их значение в процессах срочной и долговременной адаптации организма к экстремальным факторам, в том числе к мышечным нагрузкам.

Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин, кальцитонин) и их назначение. Влияние гормонов щитовидной железы на энергетический обмен и процессы терморегуляции.

Функции гормона эпифиза мелатонина, его роль в качестве своеобразных «биологических часов» нашего организма.

Функции гормонов поджелудочной железы (инсулина и глюкагона).

Функции половых желез и их роль в развитии физических качеств человека.

Значение гормонов в регуляции обмена веществ в покое и при мышечных нагрузках.

Контрольные вопросы:

  1. Гормоны мозгового и коркового слоя надпочечников, их роль в жизнедеятельности организма человека, а также значение для процессов срочной и долговременной адаптации к мышечным нагрузкам.
  2. Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин), их роль в жизнедеятельности организма, влияние на энергетический обмен.
  3. Гормоны половых желез и их роль в развитии и жизнедеятельности организма. Влияние половых гормонов на белковый обмен.
  4. Гормоны гипофиза и их роль в регуляции желез внутренней секреции.
  5. Какой гормон доносит информацию о суточных ритмах до органов и тканей?
  6. Механизм действия гормонов. Какие гормоны проникают внутрь клетки?
  7. Как влияют физические нагрузки на уровень гормонов в крови?
  8. Как изменяется уровень инсулина и глюкагона при мышечной работе?
  9. Уровень каких гормонов повышается при мышечной деятельности?
  10. Какие гормоны обладают анаболическим действием?
  11. Какие гормоны обладают липолитическим действием?
  12. Действие каких гормонов повышает уровень глюкозы в крови?
  13. Из чего образуются стероидные гормоны?
  14. Что такое гормоны?

ТЕМА 7
ФУНКЦИИ КРОВИ. КРОВООБРАЩЕНИЕ

Понятие о системе крови. Состав и объем крови. Основные функции крови: транспортная (дыхательная, питательная, выделительная), гомеостатическая (поддержание водно-солевого и кислотно-щелочного равновесия), регуляторная (осуществляет гуморальную регуляцию и терморегуляцию), защитная.

Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и их функции. Гематокрит. Состав и свойства плазмы крови. Буферные системы крови. Группы крови. Свертывание крови. Изменения в системе крови при мышечной работе. Функции кровообращения. Большой круг кровообращения, малый (легочный) круг кровообращения. Сердце. Функциональные особенности сердечной мышцы. Автоматия и проводящая система сердца.

Показатели работы сердца: минутный объем кровообращения (МОК), систолический объем (СО), частота сердечных сокращений (ЧСС). МОК = СО х ЧСС. Зависимость МОК, СО и ЧСС от мощности циклической работы, величины и продолжительности статических усилий.

Зависимость ЧСС от величины потребляемого кислорода во время работы. ЧСС как универсальный показатель физиологической нагрузки и критерий эффективности задаваемой тренировочной нагрузки.

Гемодинамика – движение крови по сосудам. Функции артериальных и венозных сосудов. Тонус сосудов.

Основные показатели гемодинамики: объемный поток крови (Q), давление крови (Р) и сосудистое сопротивление кровотоку (R). Q = P / R. Их изменения в зависимости от характера выполняемой работы.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные функции крови.
  2. Чем обусловлена защитная функция крови?
  3. Какую функцию выполняют буферные системы крови?
  4. Что такое гипогликемия и гипергликемия?
  5. При каких физических нагрузках в крови накапливается молочная кислота?
  6. Какова величина рН крови в состоянии покоя? До каких величин может снижаться рН крови при интенсивной мышечной работе?
  7. Что такое ацидоз?
  8. Какие изменения происходят в системе крови при выполнении мышечной работы?
  9. Как движется кровь по большому и малому кругу кровообращения?
  10. Чем сердечная мышца отличается от других мышц тела человека?
  11. Дайте определение МОК. Как можно рассчитать МОК, зная ЧСС и СО?
  12. Дайте определение СО.
  13. Как изменяется диаметр артерий по мере перехода их в артериолы?
  14. Какие адаптационные изменения происходят в сердце в результате силовой тренировки?
  15. Что способствует продвижению крови по венам от нижних конечностей к сердцу?
  16. Какова величина ЧСС в покое у нетренированных людей?
  17. Сколько процентов от максимальной ЧСС должна составлять тренировочная ЧСС в аэробной зоне?
  18. К какой зоне интенсивности физических нагрузок относится ЧСС более 180 уд/мин?
  19. К какой зоне интенсивности физических нагрузок относится ЧСС 130–150уд/мин?

ТЕМА 8
ФУНКЦИИ ДЫХАНИЯ

Дыхание и его функции. Этапы газообмена в организме. Механизм вдоха и выдоха. Легочные объемы и емкости. Легочная вентиляция (минутный объем дыхания (МОД)) и частота дыхания (ЧД), их изменения в зависимости от мощности аэробной работы. МОД = ДО х ЧД.

Обмен и транспорт газов (О2 и СО2) в организме. Кислородная емкость крови. Артериовенозная разность по кислороду (АВРО2).

Потребление кислорода в покое и при мышечной работе. Максимальное потребление кислорода (МПК).

Регуляция дыхания в покое и при мышечной работе.

Контрольные вопросы:

  1. Дыхание и его функции. Этапы газообмена в организме. Механизм вдоха и выдоха.
  2. Легочная вентиляция (минутный объем дыхания), дыхательный объем и частота дыхания в покое и при работе различной мощности.
  3. Обмен газов в легких
  4. Перечислите статические объемы и емкости легких
  5. Транспорт О2 и СО2 кровью. Кислородная емкость крови и ее значение для работоспособности мышц.
  6. Потребление организмом кислорода в покое и при мышечной работе различной мощности.
  7. Максимальное потребление кислорода (МПК). Абсолютные и относительные величины.
  8. Какова скорость потребления кислорода при бытовой деятельности (в % от МПК)?
  9. Какие адаптационные изменения происходят в системе дыхания в результате занятий физическими упражнениями?
  10. Какие факторы участвуют в регуляции дыхания?

ТЕМА 9
ПИЩЕВАРЕНИЕ

Общая характеристика пищеварительных процессов. Пищеварительные ферменты: протеазы, липазы, карбогидразы.

Пищеварение в полости рта, желудка, 12-перстной кишки, в тонком и толстом кишечнике. Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении.

Влияние мышечной работы на процессы пищеварения.

Контрольные вопросы:

  1. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Роль печени и поджелудочной железы в процессах пищеварения.
  2. Основные функции печени
  3. В какой части желудочно-кишечного тракта происходит всасывание питательных веществ?
  4. Где всасывается большая часть воды?
  5. Как называются ферменты, расщепляющие углеводы?
  6. Какие вещества образуются в результате расщепления сложных углеводов?
  7. Какая среда (рН) в желудке?
  8. Какие вещества расщепляются в ротовой полости?
  9. В какой отдел ЖКТ выходят протоки поджелудочной железы и желчного пузыря?
  10. Куда поступает кровь от ЖКТ?

ТЕМА 10
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТАНИЯ

Взаимосвязь обмена веществ и энергии. Ассимиляция и диссимиляция.

Роль белков, углеводов и жиров в жизнедеятельности организма. Обмен воды и минеральных солей.

Обмен веществ при мышечной работе.

Роль питания как фактора нормального течения обменных процессов в организме. Основные принципы рационального питания.

Сбалансированность поступления в организм углеводов, жиров и белков. Основные химические компоненты пищи: поставщики энергии (углеводы, жиры, белки), незаменимые аминокислоты, незаменимые жирные кислоты, витамины, минеральные вещества и вода. Их роль в обеспечении мышечной деятельности.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое метаболизм?
  2. Анаболизм и катаболизм как основные процессы обмена веществ.
  3. Обмен белков, их функции в организме.
  4. Обмен углеводов, их основная функция в организме
  5. В виде чего и где находятся углеводы в организме?
  6. Простые (моносахариды) и сложные (полисахариды) углеводы.
  7. Что такое гликемический индекс? Продукты с высоким и низким гликемическим индексом.
  8. Что такое глюконеогенез?
  9. Функции витаминов в организме.
  10. Жирорастворимые и водорастворимые витамины.
  11. Какую роль в первую очередь выполняет присутствие в питании грубых пищевых волокон?
  12. Обмен белков во время мышечной работы и в период восстановления.
  13. Обмен воды и минеральных веществ, его значение для обеспечения высокой мышечной работоспособности. Питьевой режим при физических упражнениях разной мощности и длительности.

ТЕМА 11
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН

Энергетический баланс организма. Основной обмен. Добавочный расход энергии. Энергетический обмен при мышечной работе. Энерготраты при различных видах деятельности. Методы определения энерготрат: прямая и непрямая (респираторная) калориметрия. Дыхательный коэффициент. Калорический эквивалент кислорода (КЭК).

Кислородный запрос, рабочее потребление кислорода и кислородный долг при различных режимах физической активности. Коэффициент полезного действия (КПД) физической работы человека.

Контрольные вопросы:

  1. Сколько килокалорий обеспечивает один грамм углеводов, жиров, белков?
  2. Какова величина основного обмена у мужчин и женщин?
  3. Какие факторы влияют на скорость основного обмена?
  4. На чем основан метод респираторной калориметрии?
  5. Дайте определение кислородного долга и кислородного запроса.
  6. Какова величина КПД при мышечной деятельности?

ТЕМА 12
БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преобразования энергии в процессе мышечной деятельности. Процессы ресинтеза АТФ при мышечной работе (анаэробный и аэробный путь ресинтеза).

Три биохимические (энергетические) системы, участвующие в ресинтезе АТФ при мышечной работе: фосфагенная (АТФ-креатинфосфатная), гликолитическая (лактацидная) и окислительная (кислородная). Мощность и емкость энергетических систем. Эффективность энергетических процессов. Порог анаэробного обмена (ПАНО), или анаэробный (лактатный) порог.

Взаимосвязь кислородного дефицита и кислородного долга.

Контрольные вопросы:

  1. Какая из трех энергетических систем, участвующих в ресинтезе АТФ, имеет наибольшую мощность, а какая – наибольшую емкость?
  2. Какие системы работают без участия кислорода, а какие – с участием?
  3. В течение какого времени нетренированный человек способен выполнять работу максимальной мощности за счет креатинфосфатной системы энергообеспечения?
  4. За счет каких процессов идет ресинтез АТФ в мышцах, позволяющий выполнять упражнения низкой интенсивности на протяжении долгого времени?
  5. Какое вещество в большом количестве образуется при анаэробном гликолитическом механизме энергообеспечения?
  6. Что такое ПАНО?
  7. При каком уровне МПК наступает ПАНО у нетренированных людей?
  8. Что происходит с анаэробным порогом при тренировке выносливости?

ТЕМА 13
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ДО, ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Разминка, ее механизмы. Роль разминки в оптимизации предстартовых реакций и ускорении «врабатывания» функций. Значение общей и специальной разминки.

Врабатывание. Физиологические механизмы врабатывания.

Рабочий период. Характеристика двигательных, вегетативных функций, энергетического обмена, гормональной активности в фазе устойчивости работоспособности. Истинное, кажущееся и ложное устойчивое состояние.

Восстановительные процессы после работы. Кислородный долг и его компоненты. Восстановление энергетических запасов в организме. Особенности восстановления функций: неравномерность, гетерохронность, фазность. Средства повышения эффективности процессов восстановления и отдыха.

Контрольные вопросы:

  1. Физиологические эффекты разминки. Влияние разминки на работоспособность человека.
  2. Период врабатывания. Рабочий период. Характеристика физиологических функций во время истинного и ложного устойчивого состояния.
  3. Период восстановления. Характер восстановления различных физиологических функций и энергетических запасов.
  4. Какова длительность фазы срочного восстановления?
  5. Сколько длится фаза отставленного восстановления?
  6. Что происходит в организме в фазе замедленного восстановления?
  7. Сколько времени требуется на восстановление истраченных запасов гликогена?
  8. Пути активации процессов восстановления.

ТЕМА 14
УТОМЛЕНИЕ

Определение и физиологическое значение утомления. Локализация и механизмы утомления. Особенности утомления при выполнении различных физических упражнений.

Критерии и тесты оценки утомления. Основные факторы, лимитирующие работоспособность при физических нагрузках разного характера и мощности.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое утомление?
  2. Локализация и механизмы утомления.
  3. Какие факторы определяют скорость развития утомления при нагрузках, предельная длительность которых менее 30 мин, а интенсивность – 80–90% от МПК?
  4. В какой структуре нервно-мышечного аппарата раньше всего развиваются процессы утомления?
  5. Что является основной причиной утомления в беге на 100 м?
  6. Какие факторы определяют скорость развития утомления при предельных продолжительных непрерывных нагрузках с интенсивностью 75% от МПК?
  7. Чем обусловлено утомление при мощной кратковременной силовой работе?

ТЕМА 15
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ЗДОРОВЬЕ

Определение понятия «здоровье человека». Физическое здоровье. Факторы, определяющие ухудшение здоровья и нарушающие деятельность мышечной системы. Ведущая роль низкой физической активности в процессе ухудшения здоровья человека.

Влияние физической активности на резервы физиологических функций. Количественные критерии уровня здоровья у лиц разного пола и возраста (МПК и РWС170). Способы определения МПК и РWС170.

Физиологические особенности людей пожилого возраста. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем. Возрастные изменения физических качеств.

Общие физиологические закономерности улучшения здоровья при занятиях физическими упражнениями (увеличение функциональных резервов и повышение эффективности и экономичности деятельности всех систем организма человека).

Основные принципы использования физических нагрузок в оздоровительных целях (пороговость нагрузки, индивидуальный подход, постепенность повышения нагрузки).

Контрольные вопросы:

  1. Влияние низкой физической активности на функциональное состояние человека.
  2. Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы человека.
  3. Физическое здоровье человека и его критерии, методы их измерения.
  4. Какие изменения в физиологических системах наблюдаются у людей пожилого возраста?
  5. Каким образом возможно замедлить процессы старения организма?

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИТНЕС-ТРЕНИРОВКИ

ТЕМА 16
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИТНЕС-ТРЕНИРОВКИ

Определение понятий «фитнес», «фитнес-уровень», «фитнес-тренировка».

Задачи, решаемые фитнес-тренером в своей профессиональной деятельности. Решение таких задач, как изменение внешнего облика клиента, улучшение и формирование его здоровья, работа со специальными группами населения, работа в области спорта.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «фитнес». Перечислите технологии, применяющиеся в практике фитнеса.
  2. Роль фитнес-тренировок для поддержания и улучшения здоровья.
  3. Перечислите задачи, решаемые фитнес-тренером в своей профессиональной деятельности.

ТЕМА 17
ТЕОРИЯ ТРЕНИРОВКИ

Механизмы срочной и долговременной адаптации как основа повышения уровня тренируемых качеств и функций. Адаптация. Стресс и механизм общей адаптации. Основные компоненты общей адаптации. Последовательные изменения в организме, вызванные стресс-фактором.

Принципы (закономерности) тренировки как необходимые взаимосвязи, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект. Принцип индивидуальных различий. Принцип сверхкомпенсации. Принцип перегрузки. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Принцип специфической адаптации к определенным воздействиям. Принцип обратимости. Принцип специализации. Цикличность тренировочного процесса.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «адаптация». Что такое срочная и долговременная адаптация?
  2. Теория стресса Селье.
  3. Принципы тренировки.
  4. Принцип сверхкомпенсации. Что такое сверхкомпенсация? Зависимость «доза – эффект». Понятия «оптимальная нагрузка» и «оптимальный период отдыха между нагрузками». Явление гетерохронности (разновременности) восстановительных процессов.
  5. Принцип перегрузки. Что является необходимым условием для появления сверхкомпенсации?
  6. Принцип специфичности. Приведите примеры различных адаптационных реакций организма в ответ на разную по характеру нагрузку, обоснуйте их.
  7. Принцип обратимости. С чем связано явление детренированности при снижении тренировочной нагрузки?
  8. Принцип цикличности. Обоснуйте необходимость применения периодизации тренировочного процесса при организации занятий с клиентом продвинутого уровня.

ТЕМА 18
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ

Классификация видов двигательной активности по механизму энергообеспечения, направленности, характеру выполнения, организационным формам. Классификация упражнений по количеству задействованных мышц, по структурности движения.

Характеристики тренировочной нагрузки. Величина нагрузки. Интенсивность нагрузки. Объем нагрузки. Работа, выполненная человеком, и ее мощность.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое аэробная, анаэробная, непрерывная, интервальная тренировки?
  2. Какая часть от общего количества всех мышечных групп участвует в работе при выполнении упражнений глобального характера? Регионального? Локального?
  3. Величина нагрузки. Субъективная оценка величины нагрузки рейтинговым методом.
  4. Интенсивность нагрузки. «Внешняя» и «внутренняя» интенсивность. Объем нагрузки.
  5. За счет чего можно изменять объем и интенсивность нагрузки в тренировке с отягощениями? В различных видах аэробной тренировки?

ТЕМА 19
СИЛОВАЯ ТРЕНИРОВКА
(ТРЕНИРОВКА С ОТЯГОЩЕНИЯМИ)

Режимы работы мышц (динамический, статический, преодолевающий, уступающий, скоростно-силовой, изокинетический, изотонический, плиометрический).

Силовые способности. Определение понятий «силовые способности» и «сила». Собственно силовая, скоростно-силовая способность, силовая выносливость. Факторы, определяющие мышечную силу.

Контрольные вопросы:

  1. Режимы работы мышц.
  2. Определение понятий силовые способности и сила. Примеры проявления разных видов силовых способностей.
  3. Перечислите факторы, от которых зависит мышечная сила. Какие из них можно развивать, применяя физическую нагрузку? Развитие каких из них связано с гипертрофией скелетных мышц?

ТЕМА 20
АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ,
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ТРЕНИРОВКОЙ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ

Адаптационные процессы, обусловленные тренировкой с отягощениями. Увеличение мышечной массы. Факторы, за счет которых может происходить увеличение размера мышцы под воздействием тренировки. Гипертрофия и гиперплазия.

Саркоплазматическая и миофибриллярная гипертрофия. Факторы, стимулирующие миофибриллярную гипертрофию.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите адаптационные изменения, обусловленные тренировкой с отягощениями.
  2. Объясните, какие преимущества (выгоды) обеспечивают приобретенные адаптационные изменения клиенту фитнес-клуба, каким образом тренировки с отягощениями влияют на коррекцию фигуры и/или на здоровье.
  3. За счет каких факторов может происходить увеличение размера мышцы под воздействием тренировки? Какие из них вносят наибольший вклад?
  4. Перечислите факторы, активизирующие миофибриллярную гипертрофию и необходимые условия для гипертрофии.

ТЕМА 21
АЭРОБНАЯ ТРЕНИРОВКА

Общая характеристика аэробной тренировки. Задачи, решаемые с помощью аэробной тренировки в практике фитнеса.

Определение понятия «выносливость». Общая и специальная выносливость. Адаптация к аэробной тренировке кислородтранспортной и кислородутилизирующей систем.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «выносливость».
  2. Перечислите адаптационные изменения, обусловленные аэробной тренировкой.
  3. Объясните, какие преимущества (выгоды) обеспечивают приобретенные адаптационные изменения клиенту фитнес-клуба, каким образом аэробные тренировки влияют на коррекцию фигуры и/или на здоровье?

ТЕМА 22
НАГРУЗКА В ТРЕНИРОВКЕ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ

Параметры аэробной тренировки, определяющие ее объем и интенсивность. Характеристика методов тренировки. Нормирование нагрузки и отдыха при выполнении аэробных упражнений в рамках отдельных занятий и серий занятий. Понятие «целевая зона пульса».

Методы развития выносливости (непрерывная нагрузка с постоянной интенсивностью, непрерывная нагрузка с переменной интенсивностью, интервальная тренировка, круговая тренировка).

Оборудование, применяющееся в аэробных тренировках. Оценка и сравнение различных видов аэробных тренировок.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите параметры, определяющие объем и интенсивность аэробных тренировок, проводящихся на различных видах кардиотренажеров.
  2. Характеристики, на основании которых устанавливают интенсивность аэробной тренировки – МПК, заданная ЧСС, степень субъективно испытываемого усилия.
  3. Перечислите параметры тренировочного занятия с низким, средним и высоким уровнем нагрузки.
  4. Какие методы используются при организации аэробных тренировок? Чем они различаются между собой?

ТЕМА 23
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
АЭРОБНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Введение в специальность. Этика поведения инструктора групповых занятий. Профессиональный имидж инструктора групповых занятий.

Тема рассматривается на практических занятиях. Материал для подготовки – конспект лекций.

ТЕМА 24
УРОК АЭРОБИКИ: СТРУКТУРА И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Этапы подготовки к занятию. Методика проведения разминки. Методика проведения основной части занятия в классической аэробике. Методика проведения заключительной части занятия. Силовая часть тренировки. Применение стретчинга и релаксации в групповых занятиях.

Тема рассматривается на практических занятиях.

ТЕМА 25
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ДВИЖЕНИЙ
В КЛАССИЧЕСКОЙ АЭРОБИКЕ

Основные принципы обучения, применяемые на занятиях классической аэробикой. Методы и методические приемы обучения движениям. Основные базовые шаги. Последовательность обучения двигательным действиям в аэробике. Упражнения, не рекомендуемые к применению в занятиях.

Тема рассматривается на практических занятиях.

ТЕМА 26
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КЛАССИЧЕСКОЙ АЭРОБИКЕ

Комплектование групп. Выбор музыкального сопровождения к занятию. Организация места занятий.

Тема рассматривается на практических занятиях.

ТЕМА 27
ТРЕНИРОВКА ГИБКОСТИ (СТРЕТЧИНГ)
(самостоятельное изучение)

Определение гибкости. Анатомические и физиологические основы гибкости и подвижности в суставах. Оценка диапазона движения. Способы увеличения гибкости. Упражнения для развития гибкости.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «стретчинг».
  2. Какие эффекты оказывают стретч-упражнения?
  3. Дайте определение понятия «гибкость».
  4. Факторы, ограничивающие гибкость.
  5. Классификация стретч-упражнений.
  6. Использование болевых ощущений в качестве методического ориентира.
  7. Дозировка стретч-упражнений.

ТЕМА 28
ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ ВЕСА ТЕЛА
ЗА СЧЕТ ЖИРОВОЙ ТКАНИ

Различие в понятиях «избыточный вес», «ожирение», «целлюлит». Факторы, приводящие к появлению этих проблем. Комплексный подход к снижению веса тела за счет жировой ткани. Роль силовой, аэробной тренировки и коррекции питания в программе снижения веса тела.

Контрольные вопросы:

  1. Опишите обмен жиров в организме. Укажите роль гормонов в обмене жиров. Перечислите гормоны, влияющие на липолиз и липогенез. В каких ситуациях уровни этих гормонов повышаются?
  2. В чем заключается различие в таких понятиях, как «избыточный вес», «ожирение», «целлюлит»? Что приводит к появлению этих проблем?
  3. Что такое инсулинорезистентность? Объясните, как снижение чувствительности к инсулину влияет на обмен жиров. Дайте рекомендации по профилактике этого нарушения.
  4. Какие заболевания составляют так называемый метаболический синдром?
  5. Что такое гликемический индекс? Объясните, как можно использовать этот показатель при коррекции рациона. Приведите пример продуктов с низким, средним и высоким гликемическими индексами. Дайте рекомендации по их использованию, обоснуйте свои рекомендации.
  6. Какая максимальная рекомендуемая скорость снижения веса тела в программе снижения жирового компонента? Что такое эффект качелей? Перечислите и обоснуйте нежелательные эффекты при излишне быстром снижении веса тела.
  7. Возможно ли локальное уменьшение жирового компонента на заданных участках тела с помощью специально подобранных упражнений? Обоснуйте свой ответ.
  8. Какое соотношение жиров, белков и углеводов в сбалансированном рационе? Обоснуйте необходимость наличия в рационе жиросодержащих продуктов несмотря на избыточное количество жировых запасов в организме.
  9. Каким образом можно снизить количество жира в рационе?
  10. Какова роль аэробной тренировки в программе снижения веса тела?
  11. Какова роль силовой тренировки в программе снижения веса тела?
  12. С какими препятствиями можно столкнуться при проведении программы снижения веса тела за счет жирового компонента? Дайте рекомендации относительно преодоления этих препятствий.

КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ КЛИЕНТА

ТЕМА 29
КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ КЛИЕНТА

Основные виды и источники опасности во время фитнес-тренировки. Сущность педагогического контроля в процессе занятий. Анамнез (анкетирование) и визуальные наблюдения (контроль за объективными и субъективными показателями). Определение ЧСС, частоты дыхания, артериального давления и их связи с различными видами физической нагрузки. Контроль состояния переутомления / перетренированности с помощью объективных методов. Контроль антропометрических параметров. Простейшие функциональные пробы в работе персонального тренера.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «педагогический контроль» и опишите, какие мероприятия в него входят.
  2. Опишите известные вам функциональные пробы и поясните, какую информацию тренер может получить с их помощью.
  3. Опишите основные характеристики пульса и их связь с физической активностью.
  4. Поясните различия между понятиями «утомление», «перенапряжение», «перетренированность».
  5. Укажите основные виды опасности в процессе тренировок различных типов.

ТЕМА 30
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Сущность и классификация мероприятий по первой помощи. Спортивный травматизм, классификация повреждений, оказание первой помощи при травмах. Техника безопасности при организации силовых, аэробных тренировок и тренировок, направленных на развитие гибкости.

Потеря сознания и обморочные состояния в процессе тренировки, причины, первая помощь и действия персонального тренера. Коронарный синдром во время физической активности, причины, алгоритм действий тренера по оказанию первой помощи.

Контрольные вопросы:

  1. Поясните, что такое «первая помощь», какие мероприятия она в себя включает.
  2. Укажите алгоритм ваших действий во время потери сознания клиентом на тренировке.
  3. Укажите алгоритм ваших действий при спортивной травме у вашего клиента на тренировке.
  4. Укажите алгоритм ваших действий при жалобах клиента на боль в груди во время тренировки.

 


Подпишитесь на новости!