ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ТРЕНЕРА ПО БОДИБИЛДИНГУ И ФИТНЕСУ

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ, ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

ПО КУРСУ "ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР ПО БОДИБИЛДИНГУ И ФИТНЕСУ"


АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

Тема 1 "СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА"

       
Уровни организации организма.

Молекулярный уровень. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты и АТФ. Функции органических веществ.

Неорганические вещества: вода, минеральные соли. Значение неорганических веществ для организма.

Клеточный уровень. Клетка, разновидности и строение. Органеллы клетки: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, Аппарат Гольджи, лизосомы.

Тканевый уровень. Строение ткани. Межклеточное вещество: межклеточная жидкость, гиалуроновая кислота, белковые волокна и минеральные соли. Функции компонентов межклеточного вещества. Строение и функции четырех типов тканей: эпителиальной, соединительной, нервной, мышечной (поперечно-полосатой и гладкой). Органный уровень. Орган, системы органов, аппараты органов. Функции систем органов. Внешние и внутренние органы. Общий план строения внутренних органов.

Компоненты двигательного акта.

Контрольные вопросы:

1.    Сколько структурных уровней выделяют в организме человека? Перечислите их.
2.    Чем представлены органические вещества в организме?
3.    Что такое биополимеры? Приведите примеры биополимеров.
4.    Какие разновидности углеводов служат быстрым источником энергии?
5.    Из какого органического вещества образуются иммуноглобулины и мышечная ткань?
6.    Перечислите функции липидов.
7.    Что отвечает за хранение генетической информации в организме?
8.    Где образуется и какую функцию выполняет АТФ?
9.    Чем представлены неорганические вещества в организме?
10. Перечислите основные элементы клетки и их функции.
11. Где расположены клеточные рецепторы, какие функции они выполняют?
12. Что включает в себя межклеточное вещество?
13. Состав тканевой жидкости.
14. Какие белки образуют белковые волокна в межклеточном веществе?
15. Перечислите виды тканей, особенности их строения, местоположение и функции:
эпителиальная, соединительная, нервная и мышечная.
16. В чем разница между системой органов и аппаратом органов?
17. Что образует наружный слой внутренних органов?
18. Какие органы непосредственно участвуют в двигательном акте?
19. Какие системы регулируют работу опорно-двигательного аппарата?
    

Тема 2 "ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА И ГОМЕОСТАЗ"

Компоненты внутренней среды организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Механизм взаимодействия жидкостей организма. Внутренняя среда организма как фактор, превращающий организм в единую целостную систему.

Гомеостаз. Параметры внутренней среды организма. Поддержание гомеостаза.

Предстартовое состояние, его значение для организма.

Контрольные вопросы:

1.    С какими жидкостями контактируют клетки организма?
2.    Что такое внутренняя среда организма?
3.    Функции внутренней среды организма.
4.    Каким образом внутренняя среда организма участвует во взаимодействии клеток с внешней средой и друг с другом?
5.    Что отвечает за поддержание гомеостаза?
6.    Почему необходимо поддерживать гомеостаз?
7.    Роль рецепторов в гомеостатической регуляции.
8.    Приведите примеры внешнего воздействия, направленного на изменение гомеостаза, и реакции организма для его восстановления. 

Тема 3 "РЕГУЛЯЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ И СИСТЕМ"

Физиологическая регуляция. Принципы регуляции. Элементы регуляции: регулируемый параметр, нервный рецептор, пути передачи информации, регулятор, эффектор. Обратная связь в регуляции: отрицательная обратная связь, положительная обратная связь.
 
Регулирующие органы. Особенности нервной регуляции, роль рефлексов в данной регуляции. Особенности гуморальной регуляции, роль биологически активных веществ в данной регуляции. Нервно-гуморальная регуляция и ее особенности. Местная саморегуляция.

Уровни регуляции: местный, системный, поведенческий.

Контрольные вопросы:

1.    Что является целью физиологической регуляции? 
2.    Приведите примеры регулируемых параметров. 
3.    В чем заключается функция нервных рецепторов?
4.    Что такое «каналы связи»? Приведите примеры. 
5.    Какая связь между регулятором и эффектором?
6.    Какой вид обратной связи работает при повышении уровня инсулина в ответ на потребление глюкозы?
7.    К какому виду обратной связи относится реакция на стресс?
8.    В чем заключается автоматический принцип регуляции?
9.    Перечислите органы-регуляторы.
10. Какая регуляция не имеет точного адресата и действует долговременно?
11. Почему нервную и гуморальную регуляции невозможно разграничить?
12. Какой уровень регуляции затрагивает только отдельные ткани?
13. К какому уровню регуляции относится поиск воды при большой потере жидкости с потом?

Тема 4 "АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ"

Адаптация к физическим нагрузкам. Утомление при физической нагрузке. Гомеостатические изменения в организме как причина утомления.

Срочная и долговременная адаптация. Тренированность как пример адаптированности к физическим нагрузкам.

Примеры долговременных адаптационных изменений в ответ на нагрузки разной направленности. Положительное влияние срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам на здоровье человека и качество его жизни.

Аллостаз. «Биологическая цена» адаптации к нагрузкам различной величины. Возможное негативное влияние на здоровье человека: изнашивание функциональных систем, на которые ложится основная нагрузка; отрицательная перекрестная адаптация. 

Контрольные вопросы:

1.    Что такое срочная адаптация к физическим нагрузкам? Приведите примеры.
2.    Что такое долговременная адаптация к физическим нагрузкам? Приведите примеры.
3.    Приведите примеры изменений гомеостаза, обуславливающих утомление.
4.    Приведите примеры положительного влияния долговременной адаптации к физическим нагрузкам на здоровье человека и качество его жизни.
5.    Приведите примеры отрицательного влияния адаптации к физическим нагрузкам на здоровье человека и/или его физические качества. Объясните их причины.

Тема 5 "НЕРВНАЯ СИСТЕМА"

Значение и общие функции ЦНС.
 
Строение и функции нервной ткани. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Функции нейронов (восприятие, переработка, передача и хранение информации). Разновидности нейронов — афферентные, промежуточные, эфферентные.

Нервы, их строение и классификация. Нервный импульс. Механизм проведения возбуждения по нервному волокну. Классификация рецепторов, нервномышечные веретена, нервно-сухожильные веретена. Передача информации от одного нейрона к другому, к мышечной клетке. Синапсы и механизм их работы.

Передача возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

Структура нервной системы. ЦНС — отделы и их функции. Периферическая НС — спинномозговые нервы, нервные узлы, соматические нервные сплетения. Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система.

Общая схема программирования и управления движениями. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС — рефлекс, рефлекторная дуга, обратная связь (рефлекторное кольцо). Высшие центры контроля движений.

Срочная и долговременная адаптация нервной системы к нагрузкам. Утомление нервной системы. Заболевания нервной системы. Негативное влияние физических нагрузок на нервную систему. Положительное влияние физических нагрузок при заболеваниях нервной системы.

Контрольные вопросы:

1.    Что является структурной единицей нервной ткани?
2.    Части нервной клетки и их функции.
3.    Как возникает возбуждение в нервной клетке?
4.    Каким образом распространяется возбуждение внутри клетки?
5.    Каким образом передается возбуждение от одной клетки к другой?
6.    Что такое синапс? Какие существуют виды синаптической передачи?
7.    Механизм передачи возбуждения в химическом синапсе.
8.    Виды проприорецепторов, их роль в управлении движениями.
9.    Какую роль в передаче возбуждения выполняют нейромедиаторы?
10. Функции соматической и вегетативной (автономной) нервной системы.
11. Функции симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС).
12. Функции парасимпатического отдела ВНС.
13. Какие структуры входят в состав ЦНС?
14. Основные функции ЦНС.
15. Что такое рефлекс?
16. Классификация и свойства рецепторов.
17. Рецепторами какой сенсорной системы являются проприорецепторы?
18. Что такое очаг возбуждения?
19. Как развивается динамический рабочий стереотип?
20. В чем заключается срочная адаптация нервной системы к нагрузке?
21. В чем заключается долговременная адаптация нервной системы к нагрузкам?
22. Приведите несколько примеров заболеваний или нарушений работы нервной системы, актуальных для клиентов фитнес-клуба.
23. В чем может заключаться негативное влияние на нервную систему неправильно дозированных нагрузок?
24. Какое положительное влияние могут оказывать правильно дозированные нагрузки при заболеваниях и нарушениях нервной системы?
25. Вклад нервной системы в развитие утомления.

Тема 6 "ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА"

Железы внутренней секреции (ЖВС), или эндокринные железы, их функции, отличие от экзокринных. Роль ЖВС в регуляции жизнедеятельности организма в покое и при мышечной работе. Гормоны: функции; общие особенности; химическая природа и механизмы их действия. Механизмы регуляции выработки гормонов: нервная регуляция, взаимная регуляция.

Функции гормонов передней доли гипофиза (АКТГ, тиреотропин, гонадотропины, соматотропин) и задней доли гипофиза (вазопрессин и окситоцин). Роль гормонов аденогипофиза в регуляции деятельности других желез внутренней секреции.

Функции гормонов надпочечников. Гормоны мозгового слоя (адреналин и норадреналин), их связь с симпатической нервной системой и роль в мобилизации физиологических резервов при мышечной работе. Гормоны коркового слоя (минералокортикоиды и глюкокортикоиды), их значение в процессах срочной и долговременной адаптации организма к экстремальным факторам, в том числе к мышечным нагрузкам.

Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин, кальцитонин) и их назначение. Влияние гормонов щитовидной железы на энергетический обмен и процессы терморегуляции.

Функции гормона эпифиза мелатонина, его роль в качестве своеобразных «биологических часов» нашего организма.

Функции гормонов поджелудочной железы (инсулина и глюкагона).

Функции половых желез и их роль в развитии физических качеств человека.

Циклические колебания уровня гормонов.

Значение гормонов в регуляции обмена веществ в покое и при мышечных нагрузках.

Механизмы развития долговременной адаптации эндокринной системы к нагрузкам.

Заболевания эндокринной системы. Негативное влияние физических нагрузок на эндокринную систему. Положительное влияние физических нагрузок при заболеваниях эндокринной системы.

Контрольные вопросы:

1.    Что такое гормоны?
2.    Гормоны мозгового и коркового слоя надпочечников, их роль в жизнедеятельности организма человека.
3.    Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин), их роль в жизнедеятельности организма, влияние на энергетический обмен.
4.    Гормоны половых желез и их роль в развитии и жизнедеятельности организма.
Влияние половых гормонов на белковый обмен.
5.    Гормоны гипофиза и их роль в регуляции желез внутренней секреции.
6.    Механизм действия гормонов. Какие гормоны проникают внутрь клетки?
7.    Как влияют физические нагрузки на уровень гормонов в крови?
8.    Факторы, влияющие на гормональный ответ во время аэробной и анаэробной нагрузки.
9.    Как изменяется уровень инсулина и глюкагона при мышечной работе, чем это обосновано?
10. Какие гормоны обладают анаболическим действием?
11. Какие гормоны обладают липолитическим действием?
12. Действие каких гормонов повышает уровень глюкозы в крови?
13. Из чего образуются стероидные гормоны?
14. В чем заключается срочная адаптация эндокринной системы к нагрузке?
15. В чем заключается долговременная адаптация эндокринной системы к нагрузкам?
16. Приведите несколько примеров заболеваний или нарушений работы эндокринной системы, актуальных для клиентов фитнес-клуба.
17. В чем может заключаться негативное влияние неправильно дозированных нагрузок на эндокринную систему?
18. Какое положительное влияние могут оказывать правильно дозированные нагрузки при заболеваниях и нарушениях эндокринной системы?
19. Вклад эндокринной системы в развитие утомления.

  Тема 7 "СИСТЕМА КРОВИ"

Понятие о системе крови. Состав и объем крови. Основные функции крови: транспортная (дыхательная, питательная, выделительная, регуляторная, терморегуляторная), гомеостатическая (поддержание водно-солевого и кислотно-щелочного равновесия), защитная, тромбообразующая.

Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и их функции. Гематокрит. Состав и свойства плазмы крови. Свойства крови: осмотическое давление, окнотическое давление, буферные системы и рН. Регуляция системы крови. Свертывание крови. Распределение крови и форменных элементов. Группы крови и резус-фактор. Объем циркулирующей крови (ОЦК). Артериовенозная разность по кислороду (АВРО2).

Изменения в системе крови при мышечной работе (срочная адаптация). Долговременная адаптация системы крови к физическим нагрузкам.

Контрольные вопросы:

1.    Перечислите основные функции крови.
2.    Чем обусловлена защитная функция крови?
3.    Какую функцию выполняют буферные системы крови?
4.    Значение осмотического и онкотического давления для водного баланса.
5.    Что такое гемопоэз?
6.    Что такое ацидоз?
7.    Какие изменения происходят в системе крови при выполнении мышечной работы?
8.    Может ли изменяться ОЦК во время нагрузки, почему?
9.    Что такое «спортивная анемия», причины ее возникновения?
10. Каким образом кровь влияет на утомление во время физической нагрузки?

 Тема 8 "СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА"

Функции кровообращения. Большой круг кровообращения, малый (легочный) круг кровообращения. Сердце. Функциональные особенности сердечной мышцы. Особенности строения и функции сосудов: артерий, артериол, вен, венул, капилляров. Гемодинамика — движение крови по сосудам. Тонус сосудов. Автоматия и проводящая система сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и сосудов.

Показатели работы сердца: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолический объем (СО), минутный объем кровообращения (МОК), артериальное давление (АД), пульсовое давление (ПД), венозный возврат (ВВ). МОК = СО × ЧСС.

Изменение динамических показателей во время нагрузки. Зависимость МОК, СО и ЧСС от мощности циклической работы, величины и продолжительности статических усилий.

Зависимость ЧСС от величины потребляемого кислорода во время работы. ЧСС как универсальный показатель физиологической нагрузки и критерий эффективности задаваемой тренировочной нагрузки.

Их изменения в зависимости от характера выполняемой работы. Кровоснабжение мышц при различных режимах сокращения.

Изменение (прирост) артериального давления (АД) в зависимости от силы и продолжительности статической работы, от объема работающих мышц, от мощности динамической (циклической) работы.
   
Особенности долговременной адаптации системы кровообращения к физическим нагрузкам.

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Негативное влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему. Положительное влияние физических нагрузок при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Контрольные вопросы:

1.    Как движется кровь по большому и малому кругу кровообращения?
2.    Чем сердечная мышца отличается от других мышц человека?
3.    Дайте определение МОК. Как можно рассчитать МОК, зная ЧСС и СО?
4.    Дайте определение СО.
5.    Каким образом ВВ влияет на МОК во время статической нагрузки?
6.    Что такое ПД (пульсовое давление)?
7.    Как изменяется диаметр артерий по мере перехода их в артериолы?
8.    Какие адаптационные изменения происходят в сердце в результате силовой тренировки?
9.    Что способствует продвижению крови по венам от нижних конечностей к сердцу?
10. Какова величина ЧСС в покое у нетренированных людей?
11. В чем заключается срочная адаптация сердечно-сосудистой системы к нагрузке?
12. В чем заключается долговременная адаптация сердечно-сосудистой системы к нагрузкам?
13. Приведите несколько примеров заболеваний или нарушений работы сердечнососудистой системы, актуальных для клиентов фитнес-клуба.
14. В чем может заключаться негативное влияние неправильно дозированных нагрузок на сердечно-сосудистую систему?
15. Какое положительное влияние могут оказывать правильно дозированные нагрузки при заболеваниях и нарушениях сердечно-сосудистой системы?
16. Вклад сердечно-сосудистой системы в развитие утомления.

Тема 9 "ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА"

Строение лимфатической системы. Лимфа, ее состав и значение. Лимфатические капилляры, сосуды, узлы, стволы и протоки. Лимфообразование. Особенности лимфотока, факторы, его усиливающие; роль клапанов в лимфообращении. Сходство и различие лимфы и плазмы крови.
   
Функции лимфатической системы: гомеостатическая, транспортная, лимфопоэтическая, иммунная.
   
Срочная адаптация лимфатической системы к физическим нагрузкам. Усиление лимфообразования и лимфооттока.
   

Контрольные вопросы:

1.  В чем сходство лимфы и межклеточной жидкости?
2.  Что влияет на состав лимфы?
4.  В каких органах отсутствуют лимфатические капилляры?
5.  При каких условиях увеличивается диаметр лимфатического капилляра?
6.  Какой тип клапанов характерен для лимфатических сосудов?
7.  Где располагаются крупные скопления лимфатических узлов?
8.   Перечислите лимфатические протоки и места их расположения.
9.   Какова роль гидростатического, осмотического и онкотического давлений в лимфообразовании?
10. Перечислите факторы, влияющие на лимфоотток.
11. В чем проявляется функциональная взаимосвязь между лимфатической и иммунной системами?
12. Какие изменения происходят с лимфатической системой под действием физических нагрузок?

  Тема 10 "ИММУННАЯ СИСТЕМА"

Понятие об иммунитете. Структура иммунной системы. Лейкоциты, их классификация и функции. Первичные и вторичные лимфоидные органы. Пути транспортировки лейкоцитов.

Функции лимфатической системы: защитная, регуляторная. Регуляция иммунной системы.

Виды иммунитета: по природе чужеродного объекта, по времени возникновения, по способу возникновения, по методу возникновения, по механизму реализации. Неспецифический иммунитет, его клеточные и гуморальные механизмы. Воспалительная реакция и ее стадии.

Специфический иммунитет, клеточные и гуморальные механизмы. Лимфоциты — главный фактор иммунологической системы крови.

Механизм образования антител. Роль тимуса (вилочковой железы) и ее гормонов в обеспечении       иммунологических  реакций. Срочная и долговременная адаптация иммунитета к физической нагрузке. Влияние на иммунитет физических нагрузок разной мощности.
   
Заболевания системы крови. Негативное влияние физических нагрузок на иммунитет. Положительное влияние физических нагрузок при заболеваниях иммунной системы.

Контрольные вопросы:

1. Что такое иммунитет? Какие виды иммунитета бывают?
2. Перечислите органы иммунной системы и их значение.
3. В  чем разница между неспецифическим и специфическим механизмами иммунитета?
4. Опишите механизм образования антител.
5. Какой иммунитет не обладает иммунологической памятью?
6. Какой медиатор воспаления является самым мощным?
7. В чем заключается срочная адаптация иммунной системы к нагрузке?
8. В чем заключается долговременная адаптация иммунной системы к нагрузкам?
9. Приведите несколько примеров заболеваний или нарушений работы иммунной системы, актуальных для клиентов фитнес-клуба.
10. В чем может заключаться негативное влияние неправильно дозированных нагрузок на иммунную систему?
11. Какое положительное влияние могут оказывать правильно дозированные нагрузки при заболеваниях и нарушениях иммунной системы?
   

  Тема 11 "ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА"

Дыхание и его функции. Этапы дыхания в организме. Строение и функции дыхательной системы. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен и транспорт газов. Легочные объемы и емкости. Легочная вентиляция (минутный объем дыхания (МОД)) и частота дыхания (ЧД), их изменения в зависимости от мощности аэробной работы. МОД = ДО × ЧД. Дыхание — регулятор рН.

Обмен и транспорт газов (О2 и СО2) в организме. Кислородная стоимость дыхания. Потребление кислорода в покое и при мышечной работе.
   
Регуляция дыхания в покое и при мышечной работе.

Заболевания дыхательной системы. Негативное влияние физических нагрузок на дыхательную систему. Положительное влияние физических нагрузок при заболеваниях дыхательной системы.
   

Контрольные вопросы:

1. Дыхание и его функции. Этапы газообмена в организме. Механизм вдоха и выдоха.
2. Легочная вентиляция (минутный объем дыхания), дыхательный объем и частота дыхания в покое и при работе различной мощности.
3. Обмен газов в легких.
4.  Перечислите статические объемы и емкости легких.
5.  Транспорт О2 и СО2 кровью.
6.  Что влияет на кислородную стоимость дыхания?
7.  Потребление организмом кислорода в покое и при мышечной работе различной мощности.
8.  Какие факторы участвуют в регуляции дыхания?
9.  Роль дыхания в процессе развития утомления во время физической нагрузки.
10. В чем заключается срочная адаптация дыхательной системы к нагрузке?
11. В чем заключается долговременная адаптация дыхательной системы к нагрузкам?
12. Приведите несколько примеров заболеваний или нарушений работы дыхательной системы, актуальных для клиентов фитнес-клуба.
13. В чем может заключаться негативное влияние неправильно дозированных нагрузок на дыхательную систему?
14. Какое положительное влияние могут оказывать правильно дозированные нагрузки при заболеваниях и нарушениях дыхательной системы?
   

  Тема 12 "ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА"

Строение пищеварительной системы: ЖКТ (желудочно-кишечный тракт), железы (слюнные, печень с желчным пузырем, поджелудочная железа). Функции пищеварения: механическая, секреторная, всасывательная, выделительная. Общая характеристика пищеварительных процессов.

Пищеварительные ферменты: протеазы, липазы, карбогидразы. Пищеварение в полости рта, желудка, 12-перстной кишки, в тонком и толстом кишечнике. Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения: нервная, гуморальная.

Влияние мышечной работы на процессы пищеварения: перераспределение кровотока, вклад в утомление.

Заболевания пищеварительной системы. Негативное влияние физических нагрузок на пищеварительную систему. Положительное влияние физических нагрузок при заболеваниях пищеварительной системы.

Контрольные вопросы:

1. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Роль печени и поджелудочной железы в процессе пищеварения.
2. Основные функции печени.
3. Функции желчи.
4. В какой части желудочно-кишечного тракта происходит всасывание питательных веществ?
5. Где всасываются минеральные соли?
6. Где всасывается большая часть воды?
7. Как называются ферменты, расщепляющие углеводы?
8. Какие вещества образуются в результате расщепления сложных углеводов?
9.  Какие вещества расщепляются в ротовой полости?
10. В какой отдел ЖКТ выходят протоки поджелудочной железы и желчного пузыря?
11. Куда поступает кровь от ЖКТ?
12. Почему не рекомендуется прием пищи непосредственно перед тренировкой?
13. Роль пищеварительной системы в процессе развития утомления во время физической нагрузки.
14. В чем заключается срочная адаптация пищеварительной системы к нагрузке?
15. В чем заключается долговременная адаптация пищеварительной системы к нагрузкам?
16. Приведите несколько примеров заболеваний или нарушений работы пищеварительной системы, актуальных для клиентов фитнес-клуба.
17. В чем может заключаться негативное влияние неправильно дозированных нагрузок на пищеварительную систему?
18. Какое положительное влияние могут оказывать правильно дозированные нагрузки при заболеваниях и нарушениях пищеварительной системы?

Тема 13 "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ"

Метаболизм (обмен веществ). Фазы обмена метаболизма. Виды обмена веществ и их функции.

Пластический обмен: роль белков, углеводов и жиров в жизнедеятельности организма; обмен воды и минеральных солей; витамины.

Энергетический баланс организма. Основной обмен. Добавочный расход энергии.

Энергетический обмен. Основные химические компоненты пищи: поставщики энергии (углеводы, жиры, белки), незаменимые аминокислоты, незаменимые жирные кислоты, витамины, минеральные вещества и вода. Их роль в обеспечении мышечной деятельности. Преобразования энергии в процессе мышечной деятельности. Процессы ресинтеза АТФ при мышечной работе (анаэробный и аэробный пути ресинтеза).

Три биохимические (энергетические) системы, участвующие в ресинтезе АТФ при мышечной работе: фосфагенная (АТФкреатинфосфатная), гликолитическая и окислительная. Мощность и емкость энергетических систем. Эффективность энергетических процессов. Порог анаэробного обмена (ПАНО).

Кислородный запрос, рабочее потребление кислорода и кислородный долг при различных режимах физической активности. Взаимосвязь кислородного дефицита и кислородного долга. Потребление кислорода в покое и при мышечной работе. Максимальное потребление кислорода (МПК). Ацидоз.
   
Регуляция обмена веществ.

Обмен веществ при мышечной работе: силовая работа, работа на выносливость.

Долговременная адаптация к физическим нагрузкам. Вклад обмена веществ в развитие утомления.

Нарушения обмена веществ. Негативное влияние физических нагрузок на обмен веществ. Положительное влияние физических нагрузок при нарушении обмена веществ.

   Контрольные вопросы:

1.    Что такое метаболизм?
2.    Анаболизм и катаболизм как основные процессы обмена веществ.
3.    Обмен белков, их функции в организме.
4.    Обмен углеводов, их основная функция в организме.
5.    В виде чего и где находятся углеводы в организме?
6.    Простые (моносахариды) и сложные (полисахариды) углеводы.
7.    Что такое глюконеогенез?
8.    Обмен белков во время мышечной работы и в период восстановления.
9.    Обмен воды и минеральных веществ, его значение для обеспечения высокой мышечной работоспособности.
10. Что такое калория?
11. Сколько килокалорий обеспечивает один грамм углеводов, жиров, белков?
12. Какова величина основного обмена у мужчин и женщин?
13. Дайте определение кислородного долга и кислородного запроса.
14. Какие факторы влияют на скорость основного обмена?
15. Какая из трех энергетических систем, участвующих в ресинтезе АТФ, имеет наибольшую мощность, а какая — наибольшую емкость?
16. Какие системы работают без участия кислорода, а какие — с участием?
17. В течение какого времени нетренированный человек способен выполнять работу максимальной мощности за счет креатинфосфатной системы энергообеспечения?
18. За счет каких процессов идет ресинтез АТФ в мышцах, позволяющий выполнять упражнения низкой интенсивности на протяжении долгого времени?
19. Механизм образования ионов водорода.
20. Какое вещество в большом количестве образуется при анаэробном гликолитическом механизме энергообеспечения?
21. Что такое ПАНО?
22. При каком уровне МПК наступает ПАНО у нетренированных людей?
23. Что происходит с анаэробным порогом при тренировке выносливости?
24. Период восстановления. Время восстановления энергетических запасов.
25. Какова скорость потребления кислорода при бытовой деятельности (в процентах от МПК)?
26. Какие факторы определяют скорость развития утомления при нагрузках, предельная длительность которых менее 30 мин., а интенсивность — 80—90 % от МПК?
27. Роль обмена веществ в процессе развития утомления во время физической нагрузки.
28. В чем заключается срочная адаптация обмена веществ к нагрузке?
29. В чем заключается долговременная адаптация обмена веществ к нагрузкам?
30. Приведите несколько примеров нарушений обмена веществ, актуальных для клиентов фитнес-клуба.
31. В чем может заключаться негативное влияние неправильно дозированных нагрузок на обмен веществ?
32. Какое положительное влияние могут оказывать правильно дозированные нагрузки при нарушениях обмена веществ?

  Тема 14 "АНАТОМИЯ СКЕЛЕТА"

Части и отделы тела человека. Плоскости и оси вращения.

Костная система. Хрящевая ткань и ее разновидности: эластический хрящ, волокнистый хрящ, гиалиновый хрящ. Адаптация хрящевой ткани к физическим нагрузкам. Строение и классификация костной ткани.

Классификация костей: трубчатые, губчатые, смешанные. Строение трубчатых костей. Классификация соединений костей: непрерывные, прерывные и полусуставы. Типы непрерывных соединений. Прерывные соединения — суставы. Основные элементы и вспомогательные образования суставов. Классификация суставов. Связь формы и строения суставов с выполняемой функцией; факторы, обусловливающие подвижность в соединениях костей. Адаптация костей к нагрузкам.

Позвоночный столб: отделы, количество и особенности строения позвонков в зависимости от выполняемой ими функции, позвоночный канал. Соединения костей позвоночного столба. Связочный аппарат позвоночного столба. Изгибы позвоночного столба, их формирование и функциональное значение. Движения позвоночного столба.

Состав грудной клетки. Соединения грудной клетки — соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом. Механизм вращения ребер.
Скелет верхних и нижних конечностей. Местоположение и строение грудино-ключичного, акромиально-ключичного, плечевого, локтевого, лучезапястного, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Оси вращения и движения в этих суставах. Адаптация суставов к физическим нагрузкам.

Заболевания опорно-двигательного аппарата. Профилактика нарушения работы суставного аппарата.

Контрольные вопросы:

1.    Какие части тела выделяют у человека?
2.    В каком направлении проходит вертикальная ось вращения? Поперечная? Передне-задняя (саггитальная)?
3.    Какое направление имеет сагиттальная плоскость? Фронтальная? Поперечная?
4.    Что означает термин «проксимальный»? «Дистальный»?
5.    Какими свойствами обладает хрящевая ткань?
6.    В чем разница между грубоволокнистой и пластинчатой тканью?
7.    Перечислите функции надкостницы.
8.    Назовите типы соединений костей (с примерами).
9.    Что относится к вспомогательным элементам сустава?
10. Назовите, в каких осях могут выполняться движения в суставах: плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном и голеностопном.
11. Перечислите изгибы позвоночного столба.
12. Движения позвоночного столба.
13. Факторы, обуславливающие стабильность и подвижность сустава.
14. В чем заключается срочная адаптация опорно-двигательного аппарата к нагрузке?
15. В чем заключается долговременная адаптация опорно-двигательного аппарата к нагрузкам?
16. Приведите несколько примеров заболеваний или нарушений системы, актуальных для клиентов фитнес-клуба.
17. В чем может заключаться негативное влияние неправильно дозированных нагрузок на опорно-двигательный аппарат?
18. Какое положительное влияние могут оказывать правильно дозированные нагрузки при заболеваниях и нарушениях опорно-двигательного аппарата?

Тема 15 "СКЕЛЕТНЫЕ МЫШЦЫ"

Классификация мышечной ткани. Мышца как орган: внешнее и внутреннее строение, основные части мышцы, мышечные волокна. Функции мышц: двигательная, опорная, защитная и теплопродуктивная.

Механизм работы мышц, нервно-мышечный синапс, двигательная единица. Виды мышечных волокон. Формы мышц. Пучки мышечных волокон и их направление в мышцах. Взаимосвязь формы мышцы с выполняемыми ею функциями. Вспомогательный аппарат мышц и его функциональное значение. Приспособление мышц к силовым тренировкам и тренировкам на выносливость. Строение сухожилий. Приспособление сухожилий к физическим нагрузкам. Негативное влияние нагрузок на мышцы и сухожилия. Анатомический анализ работы мышц в основных положениях и движениях. Мышцы брюшного пресса.
   
Нарушения и заболевания мышечного аппарата.

Контрольные вопросы:

1.    Перечислите основные части мышцы. Виды и значения вспомогательного аппарата мышц.
2.    Перечислите функции мышц.
3.    В чем заключается отличие между промежуточными и окислительными волокнами?
4.    Роль актина и миозина в мышечном сокращении.
5.    Почему надколенник является вспомогательным аппаратом мышц, а не суставов?
6.    При каком типе тренировки увеличивается депо гликогена и жирных кислот?
7.    Что приводит к увеличению поперечного сечения сухожилий?
8.    В чем заключается срочная адаптация мышц к нагрузке?
9.    В чем заключается долговременная адаптация мышечного аппарата к нагрузкам?
10. Приведите несколько примеров заболеваний или нарушений работы мышечного аппарата, актуальных для клиентов фитнес-клуба.
11. В чем может заключаться негативное влияние неправильно дозированных нагрузок на мышечный аппарат?
12. Какое положительное влияние могут оказывать правильно дозированные нагрузки при заболеваниях и нарушениях мышечного аппарата?
13. Вклад мышечного аппарата в развитие утомления.
14. Перечень мышц, обязательных к изучению:

1. Большая грудная 2. Большая ягодичная мышца
3. Малая грудная 4. Двуглавая бедра
5. Передняя зубчатая 6. Полусухожильная мышца
7. Трапециевидная 8. Полуперепончатая мышца
9. Ромбовидные, большая и малая 10. Средняя ягодичная
11. Широчайшая спины 12. Малая ягодичная
13. Поднимающая лопатку 14. Грушевидная
15. Грудино-ключично-сосцевидная мышца 16. Тонкая мышца
17. Ременные головы и шеи 18. Длинная приводящая
19. Лестничные 20. Короткая приводящая
21. Дельтовидная мышца 22. Большая приводящая
23. Надостная мышца 24. Четырехглавая бедра
25. Подостная мышца 26. Трехглавая голени
27. Малая круглая 28. Передняя большеберцовая
29. Большая круглая 30. Верхняя задняя зубчатая
31. Подлопаточная мышца 32. Нижняя задняя зубчатая
33. Клювовидно-плечевая 34. Выпрямляющая позвоночник
35. Двуглавая плеча 36. Поперечно-остистая
37. Плечевая 38. Межостистые и межпоперечные
39. Плечелучевая 40. Прямая живота
41. Трехглавая плеча 42. Наружная косая живота
43. Подвздошно-поясничная 44. Внутренняя косая живота
45. Портняжная 46. Поперечная живота
47. Напрягатель широкой фасции бедра 48. Квадратная мышца поясницы
49. Гребенчатая 50. Диафрагма

БИОМЕХАНИКА

Тема 16 "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕХАНИКИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ И ТВЕРДОГО ТЕЛА"

Механика как раздел физики. Статика, кинематика и динамика.

Основные понятия механики: поступательное движение, вращательное движение, скорость, ускорение, сила, момент силы (вращательный момент), масса.

Законы движения Ньютона.

Сила как векторная величина. Характеристики силы: место приложения, направление, величина. Ньютон — единица измерения силы.

Сложение и разложение сил.

Силы, действующие на тело человека. Внешние силы: сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения, сила сопротивления внешней среды, силы, созданные оборудованием, сила инерции. Внутренние силы: пассивные и активные силы. Сила тяги скелетных мышц.

Биомеханика работы мышц. Кинематическая пара, кинематическая цепь, степени свободы.

Биомеханика мышц. Режимы работы мышц: преодолевающий, уступающий, статический (изометрический).

Роли мышц (агонисты, антагонисты, синергисты, стабилизаторы, нейтрализаторы, распределители усилий). Зависимость силы тяги мышцы от ее длины и от скорости сокращения. Действие мышц на костный рычаг в кинематической паре. Действие мышц в кинематической цепи.

Особенности работы двусуставных мышц.

Контрольные вопросы:

1.    Объясните основные понятия механики: поступательное движение, вращательное движение, скорость, ускорение, сила, момент силы (вращательный момент), масса.
2.    Выразите понятие вращательный момент (момент силы) простыми словами, например: «вращательный момент это то, что…» или: «вращательный момент это усилие, которое…».
3.    Чем различаются сила и момент силы?
4.    Чем характеризуется сила? Назовите единицу измерения силы.
5.    Чем характеризуется момент силы?
6.    Как найти результирующую силу, если на тело действует несколько сил?
Проиллюстрируйте свой ответ на схеме. Приведите пример совместного действия сил тяги разных мышц (или частей одной мышцы) в каком-либо движении. Приведите не менее трех примеров.
7.    Приведите пример внешних сил, действующих на тело человека.
8.    Приведите пример внутренних сил, действующих на тело человека. Чем пассивные внутренние силы отличаются от активных?
9.    Как рассчитывается величина вращательного момента?
10. Что такое плечо силы? Как определить его на схеме?
11. Что такое кинематическая пара? Кинематическая цепь?
12. Перечислите и объясните режимы работы мышц.
13. Перечислите и объясните роли мышц.
14. Как зависит сила тяги мышцы от ее длины?
15. Какая минимальная и максимальная длина для производства активного напряжения? Почему сила тяги мышцы меняется с изменением ее длины?
16. Как зависит сила тяги мышцы от скорости ее сокращения? Приведите примеры подъема штанги разного веса с разной скоростью.
17. Объясните действие мышц на костный рычаг в кинематической паре на примере любого движения.
18. Объясните действие мышц в кинематической цепи на примере любого движения.
19. Объясните работу двусуставных мышц в качестве распределителя усилий при одновременном разгибании тазобедренного и коленного суставов.  

ФИТНЕС КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Тема 17 "ФИТНЕС КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА"

Определение понятий "фитнес", "фитнес-тренировка".

Потребности клиентов фитнес-услуг, стимулирующие их к обращению к фитнес-специалисту и мотивирующие следование фитнес-программе.

Задачи, решаемые фитнес-тренером в своей профессиональной деятельности, область его компетенций. Решение таких задач, как изменение внешнего облика клиента, улучшение и формирование его здоровья, работа со специальными группами населения, работа в области спорта.

Виды деятельности фитнес-тренера, средства и методы, используемые для решения этих задач. Должностные обязанности и функции фитнес-тренера: первичный инструктаж, дежурство, персональная и групповая тренировка, фитнес-консультирование, наставничество.

Границы компетенций и прав в деятельности различных специалистов, работающих в фитнесе.

Контрольные вопросы:

1. Объясните понятие "фитнес".
2. Перечислите потребности клиентов, стимулирующие их обращение к фитнес-специалисту и мотивирующие следование фитнес-программе.
3. Роль фитнес-тренировок для поддержания и улучшения здоровья.
4. Перечислите задачи, решаемые фитнес-тренером в своей профессиональной деятельности.
5. Укажите деятельность, на выполнение которой у фитнес-тренера нет прав и компетенций.
           

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИТНЕС-ТРЕНИРОВКИ

Тема 18 "ТЕОРИЯ ТРЕНИРОВКИ"

Механизмы срочной и долговременной адаптации как основа повышения уровня тренируемых качеств и функций. Адаптация.
Изменение чувствительности к воздействию. Снижение чувствительности (резистентность), восстановление чувствительности.

Стресс и механизм общей адаптации. Основные компоненты общей адаптации. Последовательные изменения в организме, вызванные стресс-фактором.

Принципы (закономерности) тренировки как необходимые взаимосвязи, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект. Принцип суперкомпенсации. Принцип перегрузки. Принцип индивидуальных различий. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Принцип специфической адаптации к определенным воздействиям. Принцип обратимости. Цикличность тренировочного процесса.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия адаптация. Что такое срочная и долговременная адаптация?
2. Физическая нагрузка как проявления стресс-реакции.
3. Объясните различие между специфической и неспецифической (универсальной) реакциями на нагрузку.
4. Принципы тренировки.
5. Принцип суперкомпенсации. Что такое суперкомпенсация? Зависимость «доза — эффект». Понятия «оптимальная нагрузка» и «оптимальный период отдыха между нагрузками». Явление гетерохронности (разновременности) восстановительных процессов.
6. Принцип перегрузки. Что является необходимым условием для появления суперкомпенсации?
7. Принцип специфичности. Приведите примеры различных адаптационных реакций организма в ответ на разную по характеру нагрузку, обоснуйте их.
8. Принцип обратимости. С чем связано явление детренированности при снижении тренировочной нагрузки?
9. Принцип цикличности. Обоснуйте необходимость применения периодизации тренировочного процесса при организации занятий с клиентом продвинутого уровня.
10. Изменение чувствительности к нагрузке. Снижение чувствительности (резистентность), восстановление чувствительности.

Тема 19 "КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ"

Классификация видов двигательной активности по преимущественному механизму энергообеспечения, направленности, организационным формам.

Классификация упражнений по количеству задействованных мышц, по структурности движения.

Характеристики тренировочной нагрузки. Величина нагрузки. Интенсивность нагрузки. Объем нагрузки. Продолжительность нахождения под нагрузкой. Механическая работа, выполняемая человеком при преодолении нагрузки, и ее мощность.

Контрольные вопросы:

1. Что такое аэробная, анаэробная, непрерывная, интервальная тренировки?
2. Перечислите пять основных видов тренировки по их направленности.
3. Какая часть от общего количества всех мышечных групп участвует в работе при выполнении упражнений глобального характера? Регионального? Локального?
4. Величина нагрузки. Субъективная оценка величины нагрузки рейтинговым методом.
5. Интенсивность нагрузки. «Внешняя» и «внутренняя» интенсивность. Объем нагрузки.
6. Дайте определение физических понятий "работа" и "мощность".
7. За счет чего можно изменять объем и интенсивность нагрузки в силовой тренировке? В различных видах тренировки на выносливость?

Тема 20 "ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ДО, ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ"

Разминка, ее механизмы. Роль разминки в оптимизации предстартовых реакций и ускорении «врабатывания» функций. Значение общей и специальной разминки.

Врабатывание. Физиологические механизмы врабатывания.

Рабочий период. Характеристика двигательных, вегетативных функций, энергетического обмена, гормональной активности в фазе устойчивости работоспособности. Истинное, кажущееся и ложное устойчивое состояние.

Определение и физиологическое значение утомления. Локализация и механизмы утомления. Особенности утомления при выполнении различных физических упражнений.

Критерии и тесты оценки утомления. Основные факторы, лимитирующие работоспособность при физических нагрузках разного характера и мощности.

Восстановительные процессы после работы. Кислородный долг и его компоненты. Восстановление энергетических запасов в организме.

Особенности восстановления функций: неравномерность, гетерохронность, фазность. Средства повышения эффективности процессов восстановления и отдыха.

  Контрольные вопросы:

1.    Физиологические эффекты разминки. Влияние разминки на работоспособность человека.
2.    Период врабатывания. Рабочий период. Характеристика физиологических функций во время истинного и ложного устойчивого состояния.
3.    Что такое утомление?
4.    Локализация и механизмы утомления.
5.    Какие факторы определяют скорость развития утомления при нагрузках, предельная длительность которых менее 30 мин., а интенсивность — 80—90 % от МПК?
6.    В какой структуре нервно-мышечного аппарата раньше всего развиваются процессы утомления?
7.    Что является основной причиной утомления в беге на 100 м?
8.    Какие факторы определяют скорость развития утомления при предельных продолжительных непрерывных нагрузках с интенсивностью 75 % от МПК?
9.    Чем обусловлено утомление при мощной кратковременной силовой работе?
10. Период восстановления. Характер восстановления различных физиологических функций и энергетических запасов.
11. Какова длительность фазы срочного восстановления?
12. Сколько длится фаза отставленного восстановления?
13. Что происходит в организме в фазе замедленного восстановления?
14. Сколько времени требуется на восстановление истраченных запасов гликогена?
15. Пути активации процессов восстановления.

Тема 21 "ТРЕНИРОВКА СИЛЫ (СИЛОВАЯ ТРЕНИРОВКА, ТРЕНИРОВКА С ОТЯГОЩЕНИЯМИ)"

Силовые способности. Определение понятия силовые способности. Собственно силовая способность (сила), скоростно-силовая способность (мощность), силовая выносливость. Факторы, определяющие мышечную силу. Адаптационные процессы, обусловленные силовой тренировкой.

Увеличение мышечной массы. Факторы, за счет которых может происходить увеличение размера мышцы под воздействием тренировки.

Гипертрофия и гиперплазия. Саркоплазматическая и миофибриллярная гипертрофия. Факторы, стимулирующие миофибриллярную гипертрофию.
  
Положительное влияние силовой тренировки на здоровье человека и качество его жизни.

Параметры силовой тренировки, определяющие ее объем и интенсивность. Упражнения, используемые в тренировках с отягощениями.

Используемое оборудование: устройства постоянной нагрузки, устройства переменной нагрузки, устройства приспосабливающейся нагрузки.

Сравнение тренажеров и свободных весов.

Нормирование нагрузки и отдыха в рамках отдельных занятий и серий занятий.

Технические приемы и средства для изменения интенсивности нагрузки («пирамида», «читинг», «суперсет», «предварительное истощение», «отдых — пауза», пиковое сокращение, «форсированные повторения», «частичные повторения», «вставочные подходы», «дроп-сет»).

Травмоопасные упражнения. Меры, направленные на снижение рисков при их выполнении.  

Контрольные вопросы:

1.    Определение понятия силовая способность. Примеры проявления разных видов силовых способностей.
2.    Перечислите факторы, от которых зависит мышечная сила. Какие из них можно развивать, применяя физическую нагрузку? Развитие каких из них связано с гипертрофией скелетных мышц?
3.    Перечислите адаптационные изменения, обусловленные тренировкой с отягощениями.
4.    Объясните, каким образом тренировки с отягощениями положительно влияют на коррекцию фигуры, на здоровье, на качество жизни?
5.    За счет каких факторов может происходить увеличение размера мышцы под воздействием тренировки? Какие из них вносят наибольший вклад?
6.    Перечислите стимулы гипертрофии. Объясните, каким образом они могут быть обеспечены. Опираясь на это, опишите и обоснуйте тренировочную нагрузку для гипертрофии.
7.    Перечислите параметры тренировки с отягощениями, определяющие ее объем и интенсивность.
8.    Почему различные упражнения, используемые в практике тренировок с отягощениями, дают нагрузку на организм различной величины? Приведите примеры нескольких упражнений на одну и ту же целевую мышечную группу, отличающихся величиной воздействия на организм в целом. Обоснуйте свой ответ.
9.    Перечислите и сравните тренировочное оборудование различных типов.
10. Перечислите параметры тренировочного занятия с низким, средним и высоким уровнями нагрузки.
11. Методы и технические приемы для изменения интенсивности.
12. Перечислите все абсолютно и относительно травмоопасные упражнения. Обоснуйте свой выбор, укажите, с чем именно связаны риски их использования. Дайте рекомендации, направленные на снижение рисков при их выполнении.

Тема 22 "ТРЕНИРОВКА ВЫНОСЛИВОСТИ"

Определение понятия выносливость. Общая и специальная выносливость. Факторы, определяющие общую выносливость. Адаптационные процессы, обусловленные тренировкой выносливости. Адаптация кислородтранспортной и кислородутилизирующей систем.

Положительное влияние силовой тренировки на здоровье человека и качество его жизни.

Параметры тренировки выносливости, определяющие ее объем и интенсивность. Характеристика методов тренировки.

Нормирование нагрузки и отдыха в рамках отдельных занятий и серий занятий.

Методы развития выносливости (непрерывная нагрузка с постоянной интенсивностью, непрерывная нагрузка с переменной интенсивностью, интервальная тренировка, круговая тренировка).

Оборудование, применяющееся в тренировках на выносливость.

Контрольные вопросы:

1. Определение понятия выносливость. Примеры проявления разных видов выносливости.
2. Перечислите факторы, от которых зависит общая выносливость.
3. Перечислите адаптационные изменения, обусловленные тренировкой выносливости.
4. Объясните, каким образом тренировки выносливости положительно влияют на коррекцию фигуры, на здоровье, на качество жизни?
5. Перечислите параметры, определяющие объем и интенсивность тренировок на выносливость.
6. Характеристики, на основании которых устанавливают интенсивность аэробной тренировки — МПК, заданная ЧСС, степень субъективно испытываемого усилия.
7. Перечислите параметры тренировочного занятия с низким, средним и высоким уровнями нагрузки.
8. Какие методы используются при организации аэробных тренировок? В чем они различаются между собой?
  

Тема 23 "ТРЕНИРОВКА ГИБКОСТИ"

Определение гибкости. Анатомические и физиологические основы гибкости и подвижности в суставах. Оценка диапазона движения. Способы увеличения гибкости. Упражнения для развития гибкости.

Контрольные вопросы:

1. Определение понятия гибкость (подвижность).
2. Перечислите факторы, от которых зависит гибкость. Какие из них можно развивать, применяя физическую нагрузку?
3. Перечислите адаптационные изменения, обусловленные тренировкой гибкости.
4. Объясните, каким образом тренировки гибкости положительно влияют на здоровье, на качество жизни?
5. Перечислите параметры, определяющие объем и интенсивность тренировок гибкости.
6. Перечислите параметры тренировочного занятия с низким, средним и высоким уровнями нагрузки.
7. Какие методы используются при организации тренировок гибкости? В чем они различаются между собой?

Тема 24 "ПЛАНИРОВАНИЕ ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ"

Сбор информации. Анкетирование, интервьюирование. Соматоскопия и антропометрические измерения. Исследование и оценка физического развития и функционального состояния. Фитнес-тестирование.

Оценка готовности к нагрузкам.

Этапность тренировочного процесса: подготовительный, коррекционно-развивающий, поддерживающий этапы. Нормирование нагрузки на разных этапах.

Контрольные вопросы:

1. Укажите последовательность действий фитнес-тренера с начала работы с новым клиентом.
2. Что такое композиция тела? Расскажите о способах ее определения.
3. Приведите примеры тестирования функционального состояния клиента.
4. На основании каких показателей определяется уровень готовности клиента к нагрузкам? Укажите, какие показатели свидетельствуют о низком, среднем или высоком уровне готовности к нагрузкам.
5. Укажите задачи и приблизительную продолжительность каждого из этапов тренировочного процесса.

Тема 25 "ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА"

Нормирование нагрузки и отдыха на различных этапах тренировочного процесса в рамках одного занятия и недельного цикла.

Сочетание нагрузок разной направленности в одном тренировочном занятии и в недельном цикле.

Организация и проведение тренировочного занятия. Компоненты тренировочного занятия: общая разминка, специальная разминка, основная часть, заминка. Методические и сервисные стандарты проведения тренировочного занятия.

Контрольные вопросы:

1. Нормирование нагрузки и отдыха на различных этапах тренировочного процесса.
2. Укажите все характеристики нагрузки, относящиеся к тренировочному занятию с низким, средним и высоким уровнями нагрузки (для тренировки выносливости, силы и гибкости).
3. Укажите варианты сочетания нагрузок разной направленности в рамках одного тренировочного занятия и недельного цикла в зависимости от целей тренировочного периода.
4. Перечислите задачи общей разминки, специальной разминки и заминки. Какие виды двигательной активности вы рекомендуете для использования в этих компонентах тренировочного занятия? Обоснуйте свои рекомендации.
5. Перечислите методические и сервисные стандарты проведения тренировочного занятия, касающиеся начала занятия. Обучение технике выполнения упражнения, страховки и помощи при выполнении упражнений.

Тема 26 "ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА"

Периодизация тренировочного процесса как реализация принципа цикличности. Определение понятий макроцикл, мезоцикл, микроцикл. Построение тренировочного процесса с использованием периодизации.

Контрольные вопросы:

1. Что такое периодизация тренировочного процесса? Что такое макроцикл, мезоцикл и микроцикл?
2. Обоснуйте необходимость применения периодизации тренировочного процесса в фитнесе. Укажите не менее четырех оснований для применения периодизации.
3. Укажите, что может служить измеримым показателем нагрузки тренировочных занятий в различных микроциклах при обеспечении волнообразности ее динамики.

  КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ КЛИЕНТА

Тема 27 "КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ КЛИЕНТА"

Основные виды и источники опасности во время фитнес-тренировки. Сущность педагогического контроля в процессе занятий. Анамнез (анкетирование) и визуальные наблюдения (контроль за объективными и субъективными показателями). Определение ЧСС, частоты дыхания, артериального давления и их связи с различными видами физической нагрузки. Контроль состояния переутомления/перетренированности с помощью объективных методов. Контроль антропометрических параметров. Простейшие функциональные пробы в работе персонального тренера.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия педагогический контроль и опишите, какие мероприятия в него входят.
2. Опишите известные вам функциональные пробы и поясните, какую информацию тренер может получить с их помощью.
3. Опишите основные характеристики пульса и их связь с физической активностью.
4. Поясните различия между понятиями утомление, перенапряжение, перетренированность.
5. Укажите примеры опасных для жизни и здоровья клиента состояний в процессе тренировок.
6. Укажите алгоритм ваших действий при жалобах клиента на сильную боль в груди во время тренировки.

Тема 28 "ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ"

Сущность и классификация мероприятий по первой помощи. Спортивный травматизм, классификация повреждений, оказание первой помощи при травмах. Техника безопасности при организации силовых, аэробных тренировок и тренировок, направленных на развитие гибкости. Потеря сознания и обморочные состояния в процессе тренировки, причины, первая помощь и действия персонального тренера. Коронарный синдром во время физической активности, причины, алгоритм действий тренера по оказанию первой помощи.

Контрольные вопросы:

1.    Поясните, что такое первая помощь, какие мероприятия она в себя включает.
2.    Укажите алгоритм ваших действий во время потери сознания клиентом на тренировке.
3.    Укажите алгоритм ваших действий при спортивной травме у вашего клиента на тренировке.
           

 ПИТАНИЕ

Тема 29 "ПИТАНИЕ"

Роль питания как фактора нормального течения обменных процессов в организме. Основы рационального сбалансированного питания.
Энергетический баланс.

Шесть классов питательных веществ. Их роль в жизнедеятельности человека.

Организация питания для решения задач увеличения мышечной массы и снижения веса тела за счет жирового компонента.

Контрольные вопросы:

1. Расскажите о принципах и правилах рационального сбалансированного питания.
2. Какие шесть классов питательных веществ вы знаете?
3. Белки. Аминокислоты. Какие функции в организме выполняют белки?
4. Назовите продукты питания, богатые белками. Какова индивидуальная потребность человека в белках?
5. Углеводы, их типы. Какие функции в организме выполняют углеводы? Понятие гликемический индекс. В виде чего и где углеводы находятся в организме? В виде чего используются в качестве источника энергии?
6. Назовите продукты питания, богатые углеводами. Какова индивидуальная потребность человека в углеводах?
7. Жиры, их виды и формы. Какие функции в организме выполняют жиры? В виде чего и где жиры находятся в организме? В виде чего используются в качестве источника энергии? Назовите продукты питания, богатые жирами.
8. Какие популярные заблуждения относительно питания существуют у клиентов? Дайте комментарии к этим заблуждениям, приведите контраргументы.
9. Основные популярные в настоящее время программы питания (диета с ограниченной калорийностью, низкоуглеводная диета, низкожировая диета, раздельное питание, вегетарианство). Их особенности и недостатки.

Тема 30 "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ"

Специализированные пищевые добавки, их основные группы. Методика применения специализированных пищевых добавок.

Контрольные вопросы:

1. Расскажите о факторах, обуславливающих необходимость дополнения рациона специализированными пищевыми добавками.
2. Основные группы специализированных пищевых добавок.
    

Тема 31 "ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ ВЕСА ТЕЛА ЗА СЧЕТ ЖИРОВОЙ ТКАНИ"

Различия в понятиях избыточный вес, ожирение, целлюлит. Факторы, приводящие к появлению этих состояний. Влияние ожирения на здоровье человека. Комплексный подход к снижению веса тела за счет жировой ткани. Роль тренировки и коррекции питания в программе снижения веса тела.

Контрольные вопросы:

1. Опишите обмен жиров в организме. Укажите роль гормонов в обмене жиров.
2. В чем заключается различие таких понятий, как избыточный вес, ожирение, целлюлит? Что приводит к появлению этих состояний?
3. Что такое инсулинорезистентность? Объясните, как снижение чувствительности к инсулину влияет на обмен жиров. Дайте рекомендации по профилактике этого нарушения.
4. Какие заболевания составляют так называемый метаболический синдром?
5. Какая максимальная рекомендуемая скорость снижения веса тела в программе снижения жирового компонента? Что такое эффект качелей? Перечислите и обоснуйте нежелательные эффекты при излишне быстром снижении веса тела.
6. Возможно ли локальное уменьшение жирового компонента на заданных участках тела с помощью специально подобранных упражнений? Обоснуйте свой ответ.
7. Каким должно быть соотношение жиров, белков и углеводов в сбалансированном рационе? Обоснуйте необходимость наличия в рационе жиросодержащих продуктов несмотря на избыточное количество жировых запасов в организме.
8. Каким образом можно снизить количество жира в рационе?
9. Какова роль тренировки в программе снижения веса тела?
10. С какими препятствиями можно столкнуться при проведении программы снижения веса тела за счет жирового компонента? Дайте рекомендации относительно преодоления этих препятствий.
             

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФИТНЕС-ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ВОЗРАСТУ

Тема 32 "МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ФИТНЕС-ТРЕНИРОВКИ С ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ, ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ЖЕНЩИНАМИ"

Особенности развития физических качеств у детей и подростков. Сенситивные периоды в развитии физических качеств. Методика построения персональной тренировки с детьми 7—10 лет. Особенности взаимодействия «тренер — ученик» в фитнес-тренировке. Методика построения силовой тренировки с подростками.

Особенности старения организма. Возрастные изменения физических качеств. Методика построения тренировки с лицами пожилого возраста. «Запрещенные» движения и положения. Противопоказания к фитнес-тренировкам.

Особенности функционирования женского организма. Влияние спортивной тренировки на организм женщин. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин. Индивидуализация тренировочного процесса в зависимости от биологического цикла.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите сенситивные периоды развития физических качеств у детей.
2. Охарактеризуйте суть методики построения фитнес-тренировки с детьми и подростками.
3. В чем особенности силовой тренировки у детей и подростков?
4. Охарактеризуйте изменения, происходящие в организме пожилого человека.
5. Перечислите принципы подбора режима тренировок с лицами пожилого возраста.
6. Как физические тренировки влияют на физиологические проявления процесса старения?
7. Каким образом строится фитнес-тренировка с женщинами в зависимости от их биологического цикла?

Тема 33 "ЗАБОЛЕВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ ФОРМЫ ПОЗВОНОЧНИКА (НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ, СКОЛИОТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ)"

Краткая характеристика нарушений и заболеваний позвоночника, характеризующихся изменениями его формы (виды, симптомы, последствия).
Роль физических упражнений в коррекции осанки и обеспечении качества жизни при такого рода проблемах.

Взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания позвоночника, характеризующиеся нарушением осанки.

Методические рекомендации и противопоказания для занятий фитнесом при нарушениях осанки и сколиотической болезни.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите ключевые различия между нарушениями осанки и сколиотической болезнью.
2. Перечислите виды экспресс-диагностики, позволяющие предположить возможные проблемы, связанные с нарушением осанки.
3. В чем заключается роль физических упражнений в коррекции осанки и обеспечении качества жизни при такого рода проблемах?
4. В чем заключается взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания позвоночника, характеризующиеся нарушением осанки?
5. Перечислите методические рекомендации и противопоказания для занятий фитнесом при нарушениях осанки и сколиотической болезни.

Тема 34 "ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ПОРАЖЕНИЕМ СПИННОГО МОЗГА И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ОСТЕОХОНДРОЗ, МЕЖПОЗВОНОЧНЫЕ ГРЫЖИ)"

Краткая характеристика заболеваний позвоночника неврологического характера (виды, симптомы, последствия).

Роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при заболеваниях позвоночника неврологического характера.

Взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания такого рода.
    
Методические рекомендации и противопоказания для занятий фитнесом при заболеваниях позвоночника неврологического характера.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите наиболее распространенные виды заболеваний позвоночника неврологического характера, характерные для лиц, занимающихся фитнесом.
2. Перечислите симптомы, позволяющие предположить возможные проблемы позвоночника такого рода у посетителя фитнес-центра.
3. В чем заключается роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при наличии заболеваний позвоночника неврологического характера?
4. В чем заключается взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания позвоночника неврологического характера?
5. Перечислите методические ограничения и рекомендации для занятий фитнесом при наличии остеохондроза и межпозвоночной грыжи.

Тема 35 "ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ (АРТРИТЫ И АРТРОЗЫ)"

Краткая характеристика артрита и артроза (виды, симптомы, последствия).

Роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при заболеваниях суставов.

Взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания в суставах.
    
Методические рекомендации и противопоказания для занятий фитнесом при артритах и артрозах.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите наиболее распространенные виды заболеваний суставов, характерные для лиц, занимающихся фитнесом.
2. Перечислите симптомы, позволяющие предположить возможные проблемы в суставах у посетителя фитнес-центра.
3. В чем заключается роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при наличии заболеваний суставов?
4. В чем заключается взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания суставов?
5. Перечислите методические ограничения и рекомендации для занятий фитнесом при артритах и артрозах.

Тема 36 "ЗАБОЛЕВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ НАРУШЕНИЕМ РАБОТЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (3АБОЛЕВАНИЯ СЕРДЦА, ВАРИКОЗНОЕ РАСШИРЕНИЕ ВЕН)"

Краткая характеристика заболеваний сердечно-сосудистой системы, характерных для посетителей фитнес-центра (виды, симптомы, последствия).
Роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при заболеваниях сердца и сосудов.

Взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания сердца и сосудов.
    
Методические рекомендации и противопоказания.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите наиболее распространенные виды заболеваний сердца и сосудов, характерных для лиц, занимающихся фитнесом.
2. Перечислите симптомы, позволяющие предположить возможные проблемы такого рода у посетителя фитнес-центра.
3. В чем заключается роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при наличии заболеваний сердца и варикозного расширения вен?
4. В чем заключается взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы?
5. Перечислите методические ограничения и рекомендации для занятий фитнесом лиц, имеющих заболевания сердца и сосудов.

 Тема 37 "ЗАБОЛЕВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ИЗМЕНЕНИЕМ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ (ГИПЕРТОНИЯ И ГИПОТОНИЯ)"

Краткая характеристика заболеваний, характеризующихся изменением артериального давления (виды, симптомы, последствия).

Роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при данных заболеваниях.

Взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания такого рода.

Методические рекомендации и противопоказания.

Контрольные вопросы:

1.    Перечислите возможные причины повышенного и пониженного давления у человека.
2.    Перечислите симптомы, позволяющие предположить резкое повышение или понижение артериального давления у посетителя фитнес-центра.
3.    В чем заключается роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при наличии заболеваний, характеризующихся изменением артериального давления?
4.    В чем заключается взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания, характеризующиеся изменением артериального давления?
5.    Перечислите методические ограничения и рекомендации для занятий фитнесом лиц, имеющих заболевания, характеризующиеся изменением артериального давления.

Тема 38 "ЗАБОЛЕВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ НАРУШЕНИЕМ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ (ДИАБЕТ, ОЖИРЕНИЕ)"

Краткая характеристика заболеваний, характеризующихся нарушением обмена веществ (виды, симптомы, последствия).

Роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при данных заболеваниях.

Взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания такого рода.

Методические рекомендации и противопоказания.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите виды диабета и ожирения, а также опишите, в чем заключается связь между этими заболеваниями.
2. Перечислите симптомы, позволяющие предположить резкое повышение или понижение уровня глюкозы в крови у посетителя фитнес-центра.
3. В чем заключается роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при наличии диабета и/или ожирения?
4. В чем заключается взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими диабет и/или ожирение?
5. Перечислите методические ограничения и рекомендации для занятий фитнесом лиц, имеющих диабет и/или ожирение.

Тема 39 "ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ, АСТМА)"

Краткая характеристика заболеваний дыхательной системы (виды, симптомы, последствия).

Роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при данных заболеваниях.

Взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания такого рода.

Методические рекомендации и противопоказания.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите виды заболеваний дыхательной системы, а также возможные причины обострения данных заболеваний.
2. В чем заключается особенность астмы, вызванной физическими упражнениями?
3. В чем заключается роль физических упражнений в физической реабилитации и обеспечении качества жизни при наличии заболеваний дыхательной системы?
4. В чем заключается взаимодействие врача и методиста в системе организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами, имеющими заболевания дыхательной системы?
5. Перечислите методические ограничения и рекомендации для занятий фитнесом лиц, имеющих заболевания дыхательной системы.        

     ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ В РАБОТЕ ФИТНЕС-ТРЕНЕРА

Тема 40 "ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ В РАБОТЕ ФИТНЕС-ТРЕНЕРА"

Экономика и маркетинг услуг фитнес-тренера. Теория и практика эффективных продаж. Продвижение и продажа услуги «персональная тренировка». Мотивирование клиента к регулярной двигательной активности.

Сервисные стандарты в работе фитнес-тренера.

Контрольные вопросы:

1. Обоснуйте преимущества проведения тренировок с персональным тренером.
2. Перечислите личные качества персонального тренера, имеющие, с вашей точки зрения, первостепенное значение для его успешной профессиональной деятельности.
3. Этапы продажи услуги «персональная тренировка».
4. Мотивация клиента. Два подхода к мотивации. Цель и процесс.
5. Правила поведения тренера в тренажерном зале во время дежурства.

  Тема 41 "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА ФИТНЕС-ТРЕНЕРА"

1.       Пути и варианты развития карьеры фитнес тренера.
2.       Формы работы фитнес-тренера. Наемный работник, индивидуальный предприниматель. Арендные отношения с клубом. Особенности работы, преимущества и недостатки.
3.       Должностные обязанности дежурного тренера.

 

 

             

Подпишитесь на новости!