Рынок фитнес-услуг в России: рост вопреки кризису

Фитнес-индустрия, как и любой потребительский рынок, зависит от состояния экономики и уровня благосостояния населения. В 2016 году на сферу фитнес-услуг ожидаемо повлиял финансовый кризис и общее падение доходов, однако, несмотря на негативные факторы, рынок продолжил расти – при этом значительными по российским меркам темпами.

Согласно анализу РБК Исследования рынков, в 2015 году в номинальном исчислении сектор вырос на 14,1%, в реальном – на 3,6%. Совокупный объем рынка фитнес-услуг вместе с сопутствующими рынками (Crossfit, персональные тренировки и так далее) составил не менее 101,5 млрд руб.

Динамика объема рынка фитнес-услуг в России в ценах 2015 года, млрд руб., %

диограмма1.png

Источник: РБК Исследования рынков, ИПЦ - Росстат

Несмотря на высокий уровень инфляции и повсеместный рост цен, в фитнес-индустрии цены в текущем году выросли всего на 4,8%. Во многом именно политика сдерживания роста цен помогла сохранить значительные темпы прироста рынка фитнес-услуг в 2015 году.

Фитнес-индустрия в России только развивается, и этот факт способствует росту рынка вопреки кризисной экономической ситуации. Так, согласно опросу, проведенному аналитиками РБК, фитнесом занимаются 12,5% жителей Москвы и Московской области, в то время как в мировых столицах этот показатель достигает 20-25%. Всего же в России клиентами фитнес-клубов является около 3% населения.

Для рынка фитнес-услуг России география – важный фактор. Здесь выделяются 4 направления: столичный регион, где рынок фитнес-услуг развит сильнее всего, Санкт-Петербург с высоким уровнем развития сегмента, города-миллионники с молодым и слаборазвитым рынком и остальные города России.

Самым высоким потенциалом для развития обладают города с большой численностью населения. Рынок фитнес-услуг в городах-миллионниках (без Санкт-Петербурга и Москвы) по итогам 2015 года составил 28,4 млрд руб., т.е. около 28% совокупного российского рынка. Иными словами, в городах, суммарное население которых выше, чем в Москве, рынок еще далек от пределов своего развития и обладает значительным потенциалом.

При этом если развитие фитнес-услуг в городах-миллионниках будет происходить по столичному сценарию, то вероятнее всего в ближайшее время произойдет консолидация значительной части рынка несколькими крупными сетевыми игроками, дальнейшая сегментация рынка фитнес-услуг и активное вытеснение с рынка архаичных форм фитнеса.

Но и на конкурентных рынках (Москва и Санкт-Петербург) остаются «белые пятна». Исследование рынка фитнес-услуг в Москве и Московской области показало, в современных условиях перспективы для дальнейшего развития имеют фитнес-клубы со стоимостью годового абонемента до 50 тыс. руб. – т.е. представители сегментов «Комфорт», «Эконом» и «LOW-COST».

диограмма2.2.jpg

В августе-сентябре 2016 года аналитики РБК провели масштабное исследование рынка фитнес-услуг в России. Кроме общих показателей индустрии (в сравнении с западными рынками) в исследовании РБК приводятся экспертные интервью с ведущими игроками (World Class, Alex Fitness, «Зебра», «Территория Фитнеса», «С.С.С.Р.», World Gym, «Спортив» и X-Fit), рейтинги перспективных для развития сектора городов и оценки развития отрасли в 2016 году. Кроме того, эксперты РБК проанализировали ценовые сегменты рынка по Москве и Московской области и изучили потребительские предпочтения посетителей фитнес-клубов.

 

Со специальной версией и другими исследованиями в серии можно ознакомиться на сайте РБК Исследования рынков: marketing.rbc.ru/fitnes2016  




Подпишитесь на новости!