Автор - Дмитрий Калашников, Президент FPA, кандидат педагогических наук.
Итак, вы твердо решили, что фитнес это ваше призвание! Прочь из душного офиса, хватит сидеть перед монитором или перебирать бумажки. Действительно, нет ничего лучшего, как сделать хобби своей профессией, особенно, если это хобби – фитнес!
Однако не торопитесь. Если раньше желание помочь новичку, дать совет, рассказать о собственном опыте абсолютно ни к чему вас не обязывало, то после того, как ваши услуги станут профессиональными, на вас ляжет серьезная ответственность и за результат, и за здоровье клиента.
Кроме возросшей ответственности, значительно расширится область вашей компетентности. Вам придется решать задачи, с которыми вы, возможно, никогда раньше не сталкивались. К вам будут приходить люди с болями в спине, с различного рода заболеваниями и нарушениями, подростки и пожилые, худые и толстые. Головы клиентов будет наполнены своими собственными мнениями (в основном ошибочными) относительно того, на какую диету сесть и как нужно тренироваться. Вам придется отвечать на сотни вопросов, убеждать или, наоборот, в чем-то разубеждать своих клиентов. Причем делать это грамотно, весомо, объяснять сложные вещи простым языком. Короче говоря, вы обязаны стать Профессионалом, разбираться в физиологии и биомеханике, быть «профессором» в вопросах питания и здоровья. Повторюсь, на вас лежит огромная ответственность!
При этом очевидно, что возможности потратить на образование несколько лет у вас нет. Работа не ждет! Да и поскорее нужно зарабатывать. Поэтому перед вами стоит непростая задача — освоить весь необходимый объем знаний за максимально короткий срок. Например, наша программа «Персональный фитнес-тренер» длится семь месяцев. Что, поверьте, весьма и весьма не много.
В этой статье я дам советы, каким образом сделать так, чтобы знания из учебников и лекций стали вашими собственными знаниями и умениями.
Но перед этим поговорим о том, что необходимо знать и уметь будущему фитнес-тренеру, что позволит ему успешно выполнять свои должностные обязанности (функции). Что это за функции?
Персональный фитнес-тренер одновременно выступает в разных ролях.
Во-первых, он тренер. Т. е. специалист, который организует и проводит тренировочные занятия, дозирует нагрузку, меняет и подбирает ее в зависимости от целей и физического состояния своего клиента. Для этого необходимо знать не только правила и дозировки, но и понимать, каким образом ваши рекомендации решают задачи клиента, какие риски при этом существуют, чего следует опасаться, каких ошибок следует избегать. Ваша работа обязана быть осмысленной, вы должны уметь обосновать свое решение, свои рекомендации.
Во-вторых, консультант, наставник. Вам придется консультировать клиента по многим вопросам здорового образа жизни и правильного питания. И не только консультировать, но и убеждать, мотивировать его, помогать приобрести новые для него привычки, справиться с препятствиями на пути этих изменений. Головы ваших клиентов просто забиты разными мифическими концепциями, заблуждениями и просто глупостями по вопросам тренировок, диет, способов похудения и т.п.
В-третьих, фитнес-тренер – работник сферы услуг, т.е. профессионал, удовлетворяющий потребности во внимании и заботе. Кроме профессиональной помощи и консультирования, работник сферы услуг обязан выполнять определенные сервисные стандарты, утвержденные в компании.
В-четвертых, он продавец своих услуг – услуг персонального тренинга. Это также требует специальных знаний и навыков, как теоретических, так и практических: умения произвести должное впечатление, понять потребности клиента грамотно предложить ему свои услуги как способ их удовлетворения, иметь навыки работы с возражениями и убеждения.
Для того чтобы успешно справляться с этими задачами, вам нужны действительно глубокие знания в теоретических вопросах, вопросах анатомии, физиологии, биохимии. Объяснить что-то простыми словами, на понятном и доходчивом уровне удается лишь тогда, когда специалист знает ровно в десять раз больше, чем то, что он объясняет! Только тогда удается передать рассказывать просто о сложном!
Кроме того, для того чтобы что-то объяснить клиенту, в чем-то его переубедить, требуются еще и коммуникационные навыки, умение рассказывать и объяснять, достаточный словарный запас и культура речи. И все это нужно осваивать!
Теперь об обучении. И начнем мы с памяти.
О памяти
Память человека, как и память компьютера, состоит из двух частей: кратковременная («оперативная») и долговременная (наш «жесткий диск»). В кратковременную память попадает все, что воспринимается нашими органами чувств: зрением, слухом. Далее наш мозг как бы сортирует поступивший материал, оценивая, насколько он важен с точки зрения выживания. Если поступившая информация является в прямом смысле вопросом жизни или смерти, то она запоминается мгновенно и навсегда. Если ценность информации не очевидна, то мозг, дабы не засорять своих «хранилища», постарается поскорее избавиться от нее. Это явление выражено т.н. «кривой забывания», полученной вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.
В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения определенной информации забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60%, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20% от общего числа первоначальной информации, столько же остается в памяти и через месяц.
Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой: для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.
Психологи советуют делать несколько повторений:
- первое повторение — сразу по окончании чтения;
- второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
- третье повторение — через 8 часов после второго;
- четвертое повторение — через 24 часа после третьего.
Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания. Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» — явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.
В идеальном варианте нам нужно организовать следующий процесс:
- вход информации (студент слушает объяснения преподавателя, читает учебники, изучает иллюстрации и схемы);
- обработка информации (повторение, анализ, осмысление, запоминание) и
- выход информации, т.е. применение полученных знаний в своей практической деятельности.
Давайте разберем эти этапы подробнее.
Вход информации
Чтением учебников, слушанием преподавателя и изучением иллюстраций и схем вы будете заниматься на лекциях и при самостоятельной работе. Лекции нужны для того, чтобы объяснить содержащийся в учебниках материал, при необходимости упростив его, приводя нужные примеры и аналогии. Преподаватель подталкивает слушателей к активной работе по усвоению материала, задавая вопросы и вовлекая слушателей в обсуждение, дискуссии. Не пренебрегайте этими возможностями. Чем более активно вы будете работать на лекциях, тем меньше сил и времени понадобится для самостоятельной работы дома. Экономьте свое время!
Умением слушать и конспектировать лекции овладевайте как можно быстрее. Прежде всего необходимо усвоить основной физиологический закон восприятия информации — закон "кризисов внимания".
Человек в состоянии воспринимать устную информацию определенными дозами (квантами). Длительность первой дозы составляет 10-15 минут. После этого наступает легкое торможение: мозгу нужен отдых на одну-две минуты. Это первый "кризис внимания". Во время "кризиса внимания" вы полностью отключаетесь от преподавателя и перестаете воспринимать все, что он говорит. Длительность восприятия второй дозы информации примерно такая же или чуть меньше (есть индивидуальные различия). Потом наступает второй "кризис внимания", требующий передышки. Третий — и последний — "кризис внимания" наступает после второго через 8-10 минут, после чего наступает глубокое торможение (сон).
Если где-то в середине лекции вы вдруг обнаруживаете себя считающим голубей или разглядывающим красивых девушек, то это означает, что у вас "кризис внимания". Опытные преподаватели учитывают этот закон при построении своих лекций, незаметно давая студентам краткие передышки повторным разъяснением уже изложенного (избыточная информация повышает понятность и позволяет не потерять нить рассуждений), подходящим к теме лекции забавным примером из практики, профессионально поучительным эпизодом из личной биографии и т. д. Потеряв нить лекции, не стесняйтесь прервать преподавателя вопросом или просьбой: "Извините, я перестал вас понимать. Пожалуйста, объясните еще раз". И лектор, и товарищи будут только благодарны вам за этот "подвиг". Правда, такие "подвиги" не должны становиться слишком уж частыми.
Записать лекцию очень непросто. Бесполезно (и не надо) писать все подряд, даже если вы владеете стенографией. Можно, конечно, воспользоваться диктофоном. Это всегда полезно, иногда просто необходимо (например, если вы выручаете отсутствующего на лекции заболевшего товарища), но конспекта запись не заменит. Поэтому применяйте систему условных обозначений и сокращений (аббревиатур). Не спешите вслед за лектором, а старайтесь фиксировать сразу смысловые блоки. Не стесняйтесь прямо спросить: "Как лучше сформулировать для записи то, что вы сейчас сказали?".
Записи лекций (так же, как и конспекты изучаемых книг или статей) надо делать только на одной стороне листа и лучше всего - на листах, вынимающихся из тетради. Это даст возможность дополнять написанное из других источников, комбинировать листки в зависимости от вновь возникшей задачи и т. д.
Обработка информации (повторение, анализ, осмысление, запоминание)
На этом этапе я рекомендую вам принимать во внимание законы памяти и активно пользоваться ими. Вот эти законы:
Выход информации (использование, применение)
Полноценное использование полученной информации будет реализовано в вашей будущей тренерской деятельности. Каждая область полученных знаний будет необходимой для выполнения той или иной функции.
Но, учитывая, что вы пока еще не работаете, вам придется пока лишь имитировать фрагменты своей профессиональной деятельности, решая различного рода практические задачи, т.н. «кейсы». Например, пробовать объяснить какие-либо явления или вопросы, возникающие в процессе работы, опираясь на знание теории. Разрабатывать тренировочные планы виртуальным или реальным людям (например, своим знакомым), собирая информацию о здоровье и тестируя их физическое состояние. Убеждая, или наоборот, разубеждая их в каких либо концепциях, бытующих в фитнес-среде.
В нашей программе такие практические задания собраны в пособии «Практикум», где после каждого теоретического блока следуют несколько практических вопросов, ответить на которые возможно лишь после осмысления и анализа предыдущего материала.
Вот, например, какой вопрос предлагается после освоения анатомии опорно-двигательного аппарата: Почему в положении лежа на скамье (стопы опираются в пол) при несоответствии длины голеней и высоты скамейки (слишком высокая, не соответствующая росту человека) может появиться избыточный поясничный лордоз?
Или после изучение физиологии, в частности, обмена жиров, предлагается ответить на следующий вопрос: Обоснуйте невозможность локального липолиза с помощью специально подобранных упражнений.
Итак, вперед! Имейте в виду, что гарантированный взлёт карьеры обеспечен тому, кто по уровню знаний и навыков намного выделяется среди других. Дорогу осилит идущий. Вооружитесь большим желанием справиться с обучением, этими рекомендациями – и у вас все непременно получится!