Рынок фитнес-студий России в 2024 году: инвестиции, клиенты, перспективы

Автор – Елена Гриценко, дата-сайентист FitnessData.
Объем рынка. В 2024 году объем российского рынка фитнес-студий составил 36,4 млрд руб. Темпы прироста студийного сегмента замедлились по сравнению с предыдущим годом и составили 32%. Однако показатель остался значительно выше рынка в целом, для которого это значение составляет 23%. Нетто прирост общего числа фитнес-студий в 2024 году составил 320 объектов, а их доля в структуре рынка приблизилась к 14%.
Выручка. Средняя выручка студии в России составляет 6,5 млн руб., а 70% фитнес-студий зарабатывает менее 10 млн руб. В Москве средние показатели выручки в 1,8 раз выше, чем по России, а в миллионниках примерно на 18%, причем сильно различаются в зависимости от городов. Глобальный тренд с точки зрения операционных показателей – выравнивание выручки и снижение разрыва в процентном соотношении между столицей и регионами.
Прирост выручки. Большая часть операторов студий продемонстрировали прирост выручки действующих студий на уровне 16%. Наибольший прирост был характерен для городов-миллионников и небольших городов. Порядка 18% операторов сократили выручку, 15% заявили о том, что выручка не изменилась, а у 67% наблюдался прирост выручки действующих студий.
Структура выручки. Фитнес-студии в гораздо меньшей степени ориентированы на дополнительные услуги, чем клубы, и зарабатывают преимущественно на продажах доступа в студию. Лишь 28% объектов зарабатывают на дополнительных услугах больше 10% от выручки: в основном это крупные многофункциональные студии с несколькими залами, залы кроссфита, студии пилатеса и «мягких тренировок».
Инвестиции. Суммарные инвестиции в открытие студий и малых форматов фитнеса в 2024 году составили 4 млрд рублей. Существенно сократилось количество студий, открывшихся на сумму менее 500 тыс. руб. Их доля в 2024 году составила 7%, для сравнения в 2023 году – 19%. Наибольший прирост по размеру инвестиций демонстрировали студии в ценовом сегменте 1-3 млн руб. Средний размер инвестиций составил 6 млн руб.
Инвестиции по форматам. Средний размер инвестиций по форматам отличается в 8,4 раза: наиболее дорогими сегментами являются сайклинг и автоматизированные клубы. Самые доступные сегменты – йога, джампинг и танцы, требующие в среднем менее 2,5 млн руб. инвестиций.
Источник средств для открытия студий. В 2024 году на собственные средства открыто 57% студий, 16% за счет привлечение частных инвесторов, 13% воспользовались кредитом в банке. Чем больше размер инвестиций, тем выше вероятность обращения собственника в банк или к частному инвестору. Государственные гранты преимущественно использовали собственники студий в небольших городах (до 250 тыс. жителей), занимали деньги у семьи и знакомых в ЮФО и СКФО.
Портрет клиента фитнес-студии. Опрошенные собственники студий отмечали, что 77% аудитории составляют женщины. Особенно высока их доля в студиях растяжки, пилатеса и джампинга. Мужской аудитории больше в студиях персонального тренинга, кроссфит-клубах и студиях функционального тренинга.
Фитнес-студии, в зависимости от формата, способны привлекать различную аудиторию. Средний возраст посетителя составляет 34 года. Женщины в возрасте 25-40 лет составляют ядро аудитории студий России. Доля клиентов старшего возраста мала, т. к. является более сложной аудиторией.
Ключевые проблемы фитнес-студий. В 2024 году каждый квартал проводились замеры, касающиеся проблем, которые больше всего беспокоят собственников фитнес-студий. В топе ключевых проблем: сезонность, дефицит кадров и повышение стоимости аренды.
Перспективы
Планы по развитию. 72% собственников опрошенных студий готовы открывать новые студии: 23% точно планируют открытия, а 48% рассматривают такую возможность, но внимательно следят за текущей экономической ситуацией в стране.
Перспективные сегменты. Форматы, которые собственники студий считают перспективными: мультиформатная, ЛФК и реабилитация (31% опрошенных в 2024 году, 23% в 2023 году), мягкие тренировки (27% в 2024 году, 30% в 2023 году), йога (27% в 2024 году, 18% в 2023 году). Танцы, растяжка и персональные тренировки за год несколько потеряли свои позиции.
Об исследовании. Исследовательская компания FitnessData совместно с Ассоциацией операторов фитнес-индустрии (АОФИ), 1C:Фитнес клуб, отраслевой бизнес-площадкой “Фитнес-Эксперт”, а также Mobifitness, Fitbase и Fitmost провели опрос, в котором приняли участие собственники 353 студий.
С полным исследованием вы можете ознакомиться по ссылке.