Короткие советы персональному тренеру
Автор - Руди Слеймэн (Rudy Sleiman, BS, CFT, SPN, SSC).
То, что сегодня происходит в нашем фитнес сообществе, можно охарактеризовать как повальное, массовое стремление персональных тренеров к получению новой информации. Цель ясна – идти в ногу со временем, воспринимая все новое, получая тщательно проверенные данные научных исследований, постоянно повышать свою квалификацию.
Для чего надо постоянно обновлять свои знания?
В подавляющем большинстве случаев – для привлечения все большего числа клиентов и повышения собственных доходов. Но, к сожалению, значительный процент персональных тренеров не знает основополагающий минимум требований, обеспечивающих эффективность работы с клиентом. Поэтому сегодня мы предлагаем вашему вниманию небольшие советы, детали, штрихи, которые помогут персональному тренеру предоставить своему клиенту наиболее качественные услуги и заработать хорошую репутацию. Усвоение этих деталей-подсказок поможет вам привлечь новых клиентов. Как должен вести себя персональный тренер до, во время и после тренировочного занятия.
-
Персональный тренер должен появляться в зале на добрых десять минут раньше начала тренировочного занятия. И вот по каким причинам:
- освежить в памяти (прогнать еще раз) программу;
- подготовить материалы для текущей тренировки;
- подобрать замену тем упражнениям, которые должны были выполняться на неисправных или занятых в данный момент тренажерах.
- Персональный тренер должен проследить за тем, чтобы его клиент размялся надлежащим образом перед тем, как переходить к упражнениям с сопротивлением. Во время этого промежутка времени важнейшим становится общение с клиентом. Тренер должен выяснить, не получил ли клиент травму во время или после предыдущего занятия. Не страдает ли он от переутомления. Это поможет избежать ненужных проблем и травм во время и после занятия. * Постарайтесь понять, готов ли клиент к занятию морально. Попытайтесь установить степень его мотивации. Это можно сделать с помощью следующих вопросов: «Какой у тебя сегодня настрой?», «Сегодня мы попробуем новые упражнения, ты готов к этому?» Если мотивация клиента недостаточна, вам надлежит создать хорошую атмосферу на тренировочном занятии с тем, чтобы обеспечить его успешное проведение. Существует много способов придать ему нужную мотивацию, в том числе устные поощрения типа: «Сегодня твои мышцы выглядят получше, чем на предыдущем занятии!» «Техника выполнения упражнения улучшилась!» «Ну, смотри, как ты это делаешь теперь, и что ты делал раньше, прогресс налицо!»…
- Обсудите с клиентом программу на данное занятие, включая краткосрочные цели, части тела и мышцы, которые предстоит проработать, технику выполнения упражнений, интенсивность.
- Проверьте, принес ли он с собой все свое снаряжение: пояс, бинты, воду, энергетический напиток, добавки, если он их употребляет. Спросите его, что он ел перед занятием, и когда именно. Если он испытывает недостаток в энергетических ресурсах, проведите его еще раз по его плану питания и разъясните почему, что и когда надо есть.
- Во время занятия старайтесь использовать простые и короткие формулировки, с тем, чтобы избежать потери времени и недопонимания. Не ждите, что клиент с первого же раза выполнит то или иное упражнение на все 100 процентов правильно. Просто следите за тем, что он выполняет его безопасно, без риска получить травму. Со временем он начнет выполнять его безупречно. Если это первое занятие клиента, не пытайтесь его заставить дышать сразу же абсолютно верно. Не регламентируйте его вдохи и выдохи во время выполнения различных стадий упражнения. Просто следите, чтобы он дышал (то есть, делал вдох и выдох) во время выполнения каждого упражнения. Со временем он сам придет к правильному дыханию. Дайте ему время, чтобы это вошло у него в привычку. Пусть он делает это автоматически, бессознательно, а не контролирует свой каждый вдох и выдох. Не бойтесь за эффект Валсалва (натуживание. Прим. ред.). Он возможен только в том случае, если клиент совсем не дышит, то есть полностью задерживает дыхание во время выполнения упражнения. Если клиент быстро устает, увеличьте отдых между упражнениями. Если вы видите, что есть риск перетренированности, измените программу. Если он, напротив, чересчур энергичен, уменьшите время отдыха.
- Если вы хотите быть лучшим в своем деле, не допускайте травм клиентов. При увеличении объемов нагрузок, делайте это с умом.
- Если упражнение клиенту не нравится, не настаивайте на его выполнении. Лучше, наоборот, как можно быстрее заменить его на аналогичное, но с использованием других приспособлений или тренажеров.
- Постарайтесь, чтобы ваш клиент не отвлекался на разговоры с другими членами клуба. Его попытки установить социальные отношения могут испортить все занятие.
- Регулярно проверяйте постановку выполнения упражнения. Этот профессиональный прием порой бывает просто необходим, особенно при работе с большими весами. Проверяйте его хват, правильность осанки, постановку ног. Подбадривайте его, провоцируйте на улучшение результата (увеличение веса, числа повторений). И ни в коем случае не отвлекайтесь ни на что постороннее во время работы вашего клиента с большими весами.
- После занятия убедитесь, что он хорошо потянул свои мышцы. Научите его приемам расслабления. Возможно, предложите ему альтернативу, например, джакузи. И уж конечно, напомните ему о правильном питании и отдыхе, необходимом для восстановления сил после тренировочного занятия. Спросите его о впечатлении от занятия, подбодрите его фразами типа «Твои мышцы выглядят лучше!», «Ты хорошо поработал сегодня!». И последнее. Мой совет всем персональным тренерам. Не пренебрегайте мелочами. Все эти «маленькие хитрости», нюансы отношения к своему делу и есть то, что отличает нас от непрофессионалов.